Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=147


"Одноразовые" абоненты никому не нужныБиблиотека: Операторы связи, сети

"Одноразовые" абоненты никому не нужны

Российские сотовые операторы уже не любят «легких» непостоянных абонентов. Если верить данным сотовых компаний, уровень проникновения мобильной связи в России в сентябре этого года достиг уже 77%, а значит, неуклонно приближается к насыщению.

Впрочем, по разным экспертным оценкам, количество активных SIM-карт и число пользователей сотовой связи в России заметно различается – аналитики полагают, что реальный уровень проникновения сотовой связи в стране не превышает 50-55%. Тем не менее, судя по опыту западных стран, операторы вынуждены будут в итоге искать новые, зачастую оригинальные способы увеличения доходов. Так, например, на этой неделе американская компания Hop-on объявила о начале широкой продажи одноразовых мобильных телефонов с 60 минутами разговоров. В соседней Эстонии, например, очень популярна продажа SIM-карт «на выговор». Российские «сотовики», в отличие от западных «коллег», сейчас делают ставку не на прирост абонентской базы, откровенно говоря о своей нелюбви к «одноразовым» абонентам, а на удержание постоянных клиентов. Иными словами, девизом отечественных операторов становится «качество, а не количество».

По оценкам аналитической компании iKS-Consulting, доходы от услуг сотовой связи в первом полугодии 2005 г. в России составили 4,68 млрд долл., продемонстрировав 42%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Доля операторов «Большой тройки» в общих доходах сегмента сотовой связи России в январе – июне этого года составила 87%, в том числе доля МТС – 37%, «ВымпелКома» – 28%, а «МегаФона» – 22%. По данным AC&M Consulting, в России в сентябре 2005 г. насчитывалось 111,7 млн активных SIM-карт. Таким образом, проникновение сотовой связи (по SIM-картам) в сентябре достигло 77% (рост на 3% с августа 2005 г.).

Эксперты полагают, что российский сотовый рынок неизбежно будет приближаться к уровню почти 100%-ного насыщения, когда сотовым телефоном будет пользоваться практически каждый житель страны. Уже сегодня для российских операторов мобильной связи становится актуальным вопрос: что важнее с точки зрения увеличения доходов и развития сетей – наращивание качества абонентской базы или численное ее увеличение? На рынках западноевропейских стран, где уровень проникновения существенно выше, операторы продолжают активно расширять абонентские базы. В частности, например, в Эстонии сотовики продают свои SIM-карты в каждом почтовом киоске, магазине, аптеке и т. д. фактически «на выговор». Как правило, абонент выговаривает счет и выбрасывает SIM-карту в мусорную корзину. В США пошли еще дальше: на днях американская компания Hop-on объявила о начале широкой продажи одноразовых мобильных телефонов стандарта CDMA. Одноразовый мобильник стоит 40 долл., причем в эту сумму уже входит 60 минут разговора. Когда отведенное время заканчивается, телефон можно выбросить или купить дополнительные минуты.

У представителей российских сотовых компаний подобные инициативы западных коллег бурного восторга не вызывают. «Основная задача, которая стоит сейчас перед «Билайном» – повышать лояльность абонентов к оператору, удерживать существующих клиентов, – сказала RBC daily пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова. – Вся наша маркетинговая политика и недавно проведенный ребрендинг направлены именно на это. Наращивание абонентской базы в данный момент не столь актуально, поскольку потенциал бурного роста численности абонентов будет практически исчерпан где-то во втором квартале 2006 года». По ее словам, «Билайн» не гонится за «одноразовыми» абонентами, покупающими SIM-карты «на выговор» или подключающимися во время маркетинговых акций. «Это самые некачественные абоненты, которые нам, по большому счету, не нужны», – сказала г-жа Остроухова. Судя по последним изменениям в маркетинговой политике лидера рынка – «Мобильных ТелеСистем» (МТС), оператор также задумался о повышении лояльности своих абонентов к компании. В пресс-службе МТС RBC daily подтвердили, что в последние месяцы компания делает «упор на качество» абонентской базы.

Советник гендиректора ЗАО «Соник Дуо» («МегаФон-Москва») Роман Проколов также считает, что с точки зрения бизнес-показателей оператора качественная абонентская база гораздо важнее. «Опыт показал, что когда во время маркетинговых акций к оператору подключается много абонентов, которые впоследствии перестают пользоваться услугами компании, средний ежемесячный доход от абонента (ARPU) заметно снижается». Эксперты учитывают еще один важный критерий качественности абонентской базы: число «приверженных» абонентов (очень лояльных, прочно привязанных к своей сети). По данным агентства TNS, в сентябре 2005 г. у «ВымпелКома» было 27% «приверженных» абонентов, у МТС – 24%, у «МегаФона» – 11%.

Между тем продавцы сотовых телефонов полагают, что когда в России на первый план выйдет рынок покупок новых телефонов на замену старым, покупатели найдутся даже для самых экстравагантных моделей. Поэтому вполне возможно, что идеи западных производителей и операторов найдут применение и в России. «Процедура подключения к оператору все больше упрощается, и вполне вероятно, что в скором времени SIM-карты можно будет купить в любом газетном киоске, без заполнения анкет и подписания контрактов, – сказала RBC daily руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS Татьяна Москалева. – Единственное препятствие пока – законодательная база, регламентирующая порядок предоставления услуг и в некоторых случаях ограничивающая фантазию операторов».

Пока же все-таки качество абонентской базы выходит на первый план, уверены аналитики. «Нашим операторам еще есть куда развиваться, чтобы увеличивать доходы, – это выход на рынки СНГ и, возможно, других стран, развитие дополнительных услуг, – прокомментировала RBC daily старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. – В отличие от Европы и США, у нас и так очень низкий показатель ARPU (в три раза меньше, чем в Европе, и в пять раз меньше, чем в США), поэтому привлечение совсем «дешевых» абонентов нецелесообразно». По мнению бизнес-директора компании «Развитие бизнес-систем» Анастасии Гайдук, истина, как всегда, лежит посередине. «Сотовым операторам необходимо иметь «тяжелую» абонентскую базу, – отметила она в разговоре с RBC daily. – Если у сотовой компании есть порядка 60-65% высокодоходных постоянных абонентов, то она будет чувствовать себя стабильно. Однако нужно уметь работать эффективно и с «легкими» абонентами – непостоянными, малодоходными, но, как правило, обеспечивающими динамику роста абонентской базы. Ценность таких абонентов для оператора ощутима, особенно если их не менее 35-40% от всей базы. Это тот случай, когда количество может переходить в качество».
Автор: Ольга Соколик
Источник: РБК

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus



Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=147





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru