С 1 января 2006 года правила игры на российском рынке связи радикально изменятся – в силу вступят основные подзаконные акты к новому закону "О связи". По мнению руководства телекоммуникационной отрасли, новые правила позволят операторам успешнее развивать бизнес: расчеты между компаниями станут прозрачнее, тарифы на услуги снизятся, а их набор увеличится.
Участники рынка неоднозначно относятся к изменениям. Они считают, что многие новые требования будет крайне сложно выполнить до конца года, и введение новых правил может обернуться для компаний связи дополнительными затратами.
Повременное равенство
С 1 января пакет подзаконных актов к закону "О связи" вступит в силу. Действовать начнут самые важные документы, касающиеся всех без исключения участников рынка,– "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", "Правила оказания услуг местной, зоновой, междугородной и международной связи", "Правила оказания услуг подвижной связи", "Порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи", "Порядок регулирования цен на присоединения и пропуск трафика". Радикально изменятся прежде всего отношения компаний связи и операторов, занимающих существенное положение в сети электросвязи общего пользования (к ним относятся компании, обладающие 25% или более монтированной емкости сети в субъекте федерации либо пропускающие через свои сети 25% или более трафика – в первую очередь речь идет о предприятиях электросвязи холдинга "Связьинвест"). Принцип недискриминационного доступа, предусмотренный новыми "Правилами присоединения...", означает, что отказать в подключении небольшой компании такое предприятие теперь не вправе. Не может оно и потребовать за подключение к сети высокую плату. "Мы рассчитываем, что благодаря этому разовая стоимость присоединения к сетям операторов-монополистов уменьшится в разы: брать чрезмерные деньги за присоединения они не смогут. Сейчас они так и зарабатывают – а потом взимают с присоединяемых компаний плату вне зависимости от того, оказывают те услуги связи или нет,– говорит директор департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Виталий Слизень.– После нового года все расчеты будут производиться только повременно, компании должны будут платить друг другу только за пропуск трафика". При этом пропуск трафика будет оплачивать оператор, от абонентов которого исходят звонки.
Недискриминационный доступ напрямую коснется абонентов. Например, согласно новым "Правилам присоединения...", пользователь телефонной линии одного оператора сможет получить доступ к услугам другого. "В первую очередь это касается доступа в интернет и передачи данных,– говорит господин Слизень.– Например, в новом году абоненты МГТС смогут подписываться на услугу ADSL-доступа, например, от 'Голден Телекома'".
В МГТС пока затрудняются прокомментировать, как схема подключения "чужих" абонентов будет работать на практике. "Пока говорить об экономических последствиях недискриминационного доступа для МГТС преждевременно. Новые 'Правила присоединения...' вступят в силу только с 1 января, а новые правила межоператорских взаиморасчетов пока что не утверждены",– заявил Ъ генеральный директор МГТС Алексей Гольцов.
Альтернативные операторы неоднозначно относятся к новым правилам игры. "С коммерческой точки зрения недискриминационный доступ привлекателен и пойдет на пользу отрасли. Но имеет ли смысл давать общий доступ к сетям компаний бизнес-связи? – сомневается вице-президент компании 'Корбина Телеком' Дмитрий Малов.– К тому же проблема доступа к абоненту стоит сейчас не так остро, как пять лет назад. Мне кажется, имеет смысл сделать недискриминационный доступ не к сетям и 'последней миле', а к другим ресурсам, в частности кабельной канализации".
Впрочем, участники рынка отмечают, что говорить о том, кому недискриминационный доступ принесет больше пользы, пока преждевременно. Принципы, заложенные в "Правилах присоединения...", позволяют пользоваться "последней милей" "существенного" оператора мелким компаниям и наоборот – по каналам связи небольших компаний крупный оператор может предоставлять их абонентам доступ в интернет и другие нерегулируемые услуги. Такая ситуация, к примеру, вполне реальна в Подмосковье, где помимо ОАО "Центртелеком" работает около 400 мелких телефонных компаний. "Мы готовы бороться за этот сегмент рынка, взяв на себя обслуживание их клиентов. Мы можем предоставить им большой пакет дополнительных услуг и привлекать высокодоходных абонентов, зачастую неудовлетворенных качеством услуг локальных телефонных компаний,– говорит коммерческий директор ОАО 'Центртелеком' Сергей Приданцев.– Раньше мы не могли выйти на этот рынок, но по новым правилам компании районного масштаба не могут запретить нам обслуживать их абонентов".
Призрачная тарификация
Весной этого года участники рынка активно обсуждали перспективы введения в России CPP (Calling Party Pays – "платит звонящий"). Представители Мининформсвязи, комментируя новые "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", тогда заявили, что в России с 1 июля звонки со стационарных телефонов на мобильные станут платными. Называлась даже конкретная сумма – 1,8 руб. за минуту разговора, столько стоила минута междугородной связи на минимальное расстояние. Участники рынка были крайне удивлены сообщением представителей Мининформсвязи и заявили, что не готовы в сжатые сроки пересмотреть тарифные планы и миллионы договоров с абонентами.
Теперь представители Мининформсвязи уверяют, что никто специально не заставляет операторов брать больше денег за исходящие звонки – CPP касается только межоператорских расчетов, а как потом эти расчеты будут учитываться при тарификации абонентов, решать самой компании связи. "Операторы должны будут платить за трафик, исходящий в другие сети,– поясняют в Мининформсвязи.– Вводить для абонентов поминутную тарификацию всех исходящих звонков их никто не обязывает – свои затраты они смогут компенсировать другими путями, например увеличив выручку от оказания дополнительных услуг связи".
Впрочем, во многих операторских компаниях говорят, что к введению принципа CPP и повременному учету трафика пока не готовы. Содержание правил взаиморасчетов, которые сейчас находятся на утверждении в правительстве, операторы знают понаслышке – объяснить, как будут тарифицироваться переговоры абонентов и обмен трафиком с другими операторами, они затрудняются. "Вопросов сейчас больше, чем ответов. Проблемы приходится решать уникальные. Например, никто раньше не осуществлял повременных расчетов при присоединении местных операторов. Хорошо, если внедрение новых биллинговых систем начнется только с нового года,– заявил Ъ пожелавший остаться неназванным представитель одной из компаний 'Связьинвеста'.– Кроме того, пока что не готова новая нормативно-правовая база. К примеру, еще нет документов, описывающих, как операторы, занимающие существенное положение на сети, например 'Ростелеком', будут рассчитываться со всеми остальными компаниями".
Номера на вынос
В Мининформсвязи планируют, что в новом году абоненты подвижной связи смогут пользоваться услугой MNP (Mobile Number Portability – "переносимость мобильного номера"). В июле этого года министерство опубликовало проект "Основных положений по взаимодействию абонента и оператора подвижной радиотелефонной связи при переносе абонентского номера". Согласно этому проекту, переносимыми являются только номера операторов подвижной связи, действующих в одном субъекте Российской Федерации. То есть абонент, подключенный в Москве или Московской области, может сохранить номер, только переподключившись к московской или подмосковной сети другого оператора. Для этого он должен прийти в офис новой компании с заявлением и договором с прежним оператором и получить SIM-карту новой сети. Затем в трехдневный срок оператор должен сообщить абоненту о возможности или невозможности предоставления ему услуг посредством SMS-сообщения.
По словам представителей Мининформсвязи РФ, в будущем году в России появится первая опытная зона MNP (скорее всего, она появится в Северо-Западном федеральном округе): "Сейчас проведены предварительные согласования с операторами. В проекте готовы участвовать МТС, 'Вымпелком', Tele 2, СМАРТС. 'МегаФон', возможно, присоединится к разработкам в области MNP после того, как решение о введении этой практики в России будет принято на президиуме научно-технического совета Мининформсвязи". После того как принцип MNP будет обкатан в рамках опытной зоны, правительству необходимо будет внести соответствующий дополнительный пункт в "Правила оказания услуг подвижной связи".
По словам Виталия Слизеня, процедура переноса номера будет, скорее всего, бесплатной для абонента, а оператор-донор за потерю абонента будет получать компенсацию от нового оператора. Номер будет закреплен за абонентом до тех пор, пока он пользуется мобильной связью. Когда номер отключат, например, за неуплату, он вернется к оператору, который задействовал его первым.
Отношение операторов к введению MNP неоднозначное. В некоторых компаниях считают, что проект введения MNP пока недоработан. "Пока статус MNP официально не закреплен – не ясно, будет ли это дополнительная услуга или обязательное требование для операторов,– говорит советник генерального директора компании 'МегаФон-Москва' Роман Проколов.– Ясно, что MNP не может быть бесплатной: от операторов потребуются организационные, технические расходы, и покрывать их за счет повышения тарифов никто не будет. Кроме того, если переадресацию звонков сделать просто, то 'переносимость' SMS и MMS требует дополнительных технических решений".
Другие операторы считают MNP полезным нововведением и предполагают, что переносимость номера откроет перед ними новые маркетинговые возможности. "Мы положительно относимся к возможному внедрению услуги MNP,– говорит пресс-секретарь 'Вымпелкома' Юлия Остроухова.– Сохранение номера при переходе из одной сети в другую – удобная и справедливая возможность для абонентов. Если говорить о бизнес-клиентах, то для них номер связан с их прямой деятельностью. Такие клиенты, возможно, давно мечтают о смене оператора, но не могут: их номер известен широкому кругу нужных им людей".
По мнению аналитиков, введение MNP вряд ли приведет к массовым миграциям абонентов между операторами. "Для бизнес-абонентов, которым номер дорог, сменить его после нового года будет непроблематично. Предоставление таких номеров станет дополнительной услугой, которую они получат по договору с оператором фиксированной связи,– говорит Оксана Панкратова из iKs-Consulting.– Остальные – как правило, препейдные абоненты, которым сохранение номера не важно. Думаю, что MNP в общей сложности может воспользоваться не более 10% российских абонентов".
Sony Xperia M4 Aqua Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 145,5x72,6x7,3 мм Вес: 136 г.
LG G4 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 148,9x76,1x9,8 мм Вес: 155 г.
Huawei P8max Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 182,7x93x6,8 мм Вес: 228 г.
Huawei P8 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 144,9x72,1x6,4 мм Вес: 144 г.
Xiaomi Mi 4i Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 138,1x69,6x7,8 мм Вес: 130 г.
Обои от Mobiset на май
Мы предлагаем Вашему вниманию не только стильные, но и полезные обои для рабочего стола Вашего компьютера - с Вашими любимыми телефонами. Разумеется, с символикой Mobiset. Скачать обои можно здесь.
Приглашаем
...новостников, авторов статей и обзоров, переводчиков, других специалистов для работы над проектом Mobiset.ru. Хотите принять творческое участие - пишите, было бы желание - а работу найдём.