Не демпингом единым. Собирается завоевывать украинский рынок "Билайн". Но у него может не остаться выбора
У российского мобильного оператора «Билайн» есть специальная услуга «Живой ноль». Если на счету у абонента ноль, то благодаря этой услуге он может принимать входящие звонки от других абонентов «Билайна» и SMS от клиентов всех операторов. То есть все то, что доступно любому украинскому абоненту по умолчанию.
«Билайн», наконец, пришел в Украину. Владеющая этим брэндом компания «Вымпелком» купила украинского мобильного оператора «Украинские радиосистемы» (торговые марки WellCom, MOBI и privat:mobile) за 231,3 млн. долл. (206,5 млн. за 100% акций компании и 24,8 млн. компенсации за предварительно согласованные затраты). К стоимости покупки нужно добавить 23,5 млн. долл. задолженности «УРС» перед поставщиками, обязательства по которой взял на себя покупатель. Российская компания заявила о планах инвестировать в свой украинский проект 400—500 млн. долл. Итого — около 700 млн. долл. за «билет в Украину».
Конкуренция на украинском рынке мобильной связи обострится до предела: появляется четвертый игрок, «вливающий» в него сотни миллионов. Такой инвестиционный «перегрев» может спровоцировать своеобразную «инфляцию наоборот», когда стоимость абонента для компании резко вырастет, а стоимость услуг компании для абонента — резко упадет. Вместе с прибыльностью. В результате «Билайн» может получить в Украине своеобразный «живой ноль»: компанию работающую, но не приносящую прибыль.
Впрочем, не зря гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов обмолвился об «индийской бизнес-модели» мобильного оператора Bharti, приносящего прибыль при среднемесячном доходе от одного абонента (коэффициент ARPU) в три доллара. Похоже, что через год рассчитывать на большее трудно будет не только «Вымпелкому», но и остальным украинским «опсосам», простите, операторам сотовой связи. Только новый игрок имеет возможность готовиться к этому изначально, а остальным придется «менять легенду» на ходу.
На момент продажи «УРС» обслуживала 210 тыс. абонентов (включая абонентов виртуального оператора privat:mobile). Таким образом, стоимость покупки одного абонента составила рекордные для подобных сделок 1,1 тыс. долл. Для сравнения: «МТС» на момент заключения сделки по покупке UMC с 1,5 млн. абонентов намеревалась заплатить за нее 336,8 млн. долл. (224,5 долл. за абонента), а на момент окончания сделки реально заплатила 373,5 млн. долл. за 2 млн. абонентов (186,7 долл. за одного). «Вымпелком» в августе 2004 года купил 100% казахского оператора «Картел», обслуживавшего тогда 550 тыс. абонентов, за 350 млн. долл. (636 долл. за абонента). Т.е. покупка «УРС» — это не покупка готового бизнеса, а скорее, покупка «входного билета» на рынок, компании с набором лицензий. Ведь даже оборудование «Радиосистем» планируется поменять: сообщалось о намерении Ericsson выкупить старое «железо» украинской компании за 53 млн. долл. в обмен на 500-миллионный контракт с «Вымпелкомом» на поставку ему нового оборудования (в т.ч. на 200 млн. долл. — для украинской сети).
С учетом планируемых инвестиций и той доли рынка, которую намерена занять компания, цифры немного меняются. Гендиректор «Вымпелкома» А.Изосимов заявил, что компания рассчитывает за два-три года занять 10—15% украинского мобильного рынка, а за следующий год набрать 4—5 млн. абонентов. Исходя из того, что в среднем на каждого из 41,4 млн. абонентов «Билайн» в России и Казахстане приходится 100 долл. инвестиций, для достижения поставленных целей в «УРС» нужно вложить 400—500 млн. долл. Итого, как мы уже отмечали, 650—700 млн. долл.
Необходимо, однако, уточнить, что будет представлять собой тот «мобильный рынок», на котором «Вымпелком» займет 10—15%, то есть к концу 2007 года. Россияне опирались на прогноз группы IKS-Consulting, согласно которому к концу текущего года в Украине будет 34 млн. мобильных абонентов, в 2006-м рост рынка замедлится и количество абонентов составит 42 млн., а к концу 2007 года абонентская база увеличится до 45 млн. человек, т.е. 96% населения страны. К этому моменту рынок достигнет насыщения, и конкурентная борьба между операторами перейдет из фазы битвы за количество абонентов в битвы за доходность и прибыльность компаний в целом. Или, как выразился А.Изосимов, в маркетинговую фазу.
Кстати, глава «Вымпелкома» допускает, что мобильное проникновение в Украине не остановится на 100%. В Москве количество абонентов мобильных операторов сегодня составляет 130% от населения. У многих есть по две SIM-карты. Это новая тенденция на рынке мобильной связи, и, по мнению Изосимова, вполне возможно, что в Украине мобильных абонентов тоже будет больше, чем жителей.
Конечно, сегодня в замедление роста абонентской базы верится слабо: последние два года «Киевстар» и UMC удваивают число своих клиентов, последние месяцы прибавляют по миллиону абонентов и сбавлять темпы не собираются. Да и «Астелит» поставил своеобразный маркетинговый рекорд, набрав 1,1 млн. абонентов за 10 месяцев практически с нуля; компания вполне может достичь 1,5-миллионной отметки к концу года. А запланированные турками на следующий год инвестиции в миллиард долларов, при существующем показателе 300 долл. на привлеченного абонента, позволят увеличить количество клиентов до 4,5—5 млн. Столько же, сколько за следующий год собирается набрать «Вымпелком». Который, таким образом, собирается превысить «астелитовское» достижение в четыре-пять раз. Нетрудно посчитать, что для завоевания за два года 15-процентной доли компании нужно подключать каждый год 30% от новых абонентов всех операторов.
В своей стратегии в Украине и «Вымпелком», и «Астелит» ориентируются на успех российского «Мегафона», который за три года занял 18,6% рынка страны. Правда, он начинал работать при мобильном проникновении 10%, а украинские операторы второй волны — при 40—50%. Но и на рынок Петербурга в 2003 году «Билайн» выходил четвертым, после North-West GSM-«Мегафона», «МТС» и Tele2, и за два года ему удалось занять там нишу в 20,8%. Если и «Вымпелкому», и «Астелиту» удастся реализовать свои амбиции (чего им обоим и пожелаем), то рыночные доли ведущих операторов — «Киевстара» и UMC — снизятся до 35% у каждого.
Представители «Вымпелкома» заявили также о том, что в течение следующего года сеть компании по параметрам сравняется с сетями ведущих операторов. «Киевстар» и UMC недавно торжественно устанавливали по 5000-й базовой станции; значит, столько же должны установить и россияне. Это соответствует темпам в 416 станций в месяц. По словам А.Изосимова, компания ежемесячно устанавливает сегодня в России 400—500 базовых станций, а значит, ей предстоит удвоить свои общие вложения в строительство сети.
Новый председатель правления «Украинских радиосистем» Сергей Миронов, ранее возглавлявший «Вымпелком-Повольжье», прогнозирует, что уже к концу 2006 года компания выйдет на окупаемость. При этом он же соглашается, что на первых порах компания будет ориентироваться на малодоходных абонентов, которых устраивает невысокое качество связи, и обещает первые подобные ценовые предложения уже к новому году. На посвященной сделке пресс-конференции, отвечая на вопрос одного из журналистов о ценовой политике, Александр Изосимов проговорился: «Ну, не только демпинг»… То есть ценовую агрессию можно ожидать. И уже к концу года, к рождественскому пику продаж.
Можно ли обеспечить доходность компании в целом при низкой доходности абонентов, малом их числе и вложениях 700 млн. долл. в течение года? Если средний ежемесячный объем инвестиций составит 41,6 млн. долл. (500 млн. за 12 месяцев), а количество абонентов к концу года достигнет 4 млн., то для работы компании «в ноль» необходимо, чтобы средний клиент наговаривал на 10,5 долл. Это соответствует среднему по украинскому мобильному рынку показателю ARPU на сегодняшний день. Однако по мере приближения к насыщению этот показатель будет снижаться. Для малоговорящих абонентов крупных операторов он составляет сегодня 6—7 долл., а значит, россиянам нужно ориентироваться на 5—6 долл. Тогда даже при супероптимистическом прогнозе стабильные 6 млн. абонентов будут приносить в год 432 млн. долл. Вспомним о цифре 100 долл. инвестиций на абонента. При «индийском» прогнозе (ARPU — три доллара) абонент будет окупаться 30(!) лет.
Кроме негативных тенденций на украинском мобильном рынке, связанных с приближающимся его насыщением, нельзя не отметить и такой фактор риска для «новичка», как конфликт его акционеров — российского «Альфа-Телекома» и норвежского Telenor (32 и 20% соответственно). Напомним в двух словах: Telenor выступал против покупки «УРС». Формально — из-за завышенной цены компании, реально — из-за того, что норвежцы контролируют другого украинского мобильного оператора, «Киевстар», и не желают снижения его рыночной доли из-за возросшей конкуренции. Правда, другим акционером «Киевстара» является тот же «Альфа-Телеком», который, в свою очередь, заинтересован в контроле «Вымпелкома» над украинским оператором с целью увеличения доходности российской компании. Вариант присоединения «Киевстара» к «Билайну» также не поддерживался Telenor: в объединенной компании норвежцы не имели бы контроля. Сделку по приобретению «УРС» не одобрил совет директоров «Вымпелкома», однако утвердило общее собрание акционеров 22 июня. Которое заодно и переизбрало совет директоров. Telenor с этим решением так и не согласился.
Однако «Альфа» поставила Telenor перед фактом, и «Вымпелком» купил «УРС». Норвежцы сначала объявили о возможном блокировании операционной деятельности «Вымпелкома» в Украине на уровне совета директоров. То есть решений об инвестициях в Украину. На минувшей неделе Telenor перешел к артподготовке: опротестовал в Нью-Йоркском суде назначение совета директоров «Вымпелкома». Положительное решение по иску позволит норвежцам переизбрать совет директоров, увеличить влияние в российском мобильном операторе, а уж затем мешать развитию «Вымпелкома» в Украине. Как бы там ни было, на это уйдет время, в течение которого «Вымпелком» вполне может закрепиться в стране.
Правда, у «Альфы» в этом конфликте остается еще один козырь. Будучи миноритарным акционером «Киевстара», она уже пыталась добиться в суде смены менеджмента компании, а также несколько раз блокировала собрания акционеров. Иски «Альфы» украинскими судами удовлетворены не были, а операционная деятельность «Киевстара», по информации его руководителей, «не страдает» от непроведения собраний акционеров. Однако это все до поры до времени.
Учитывая опыт «альфовских» юристов, можно предположить, что при желании они вполне смогут осложнить работу «Киевстара» до такой степени, что это скажется на качестве обслуживания и вызовет если не отток абонентов, то резкое замедление их притока. А тогда можно говорить уже и не о 15-процентной доле рынка, а о захвате его половины. Эта перспектива вполне может «подвигнуть» Telenor на «размен», идею которого активно проталкивают некоторые менеджеры «Альфы»: продажу россиянами норвежцам пакета в «Киевстаре» (и конфликт на украинском рынке исчезнет, и вырученные деньги как раз можно инвестировать в «УРС») и, возможно, выкуп россиянами норвежской доли в «Вымпелкоме».
Sony Xperia M4 Aqua Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 145,5x72,6x7,3 мм Вес: 136 г.
LG G4 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 148,9x76,1x9,8 мм Вес: 155 г.
Huawei P8max Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 182,7x93x6,8 мм Вес: 228 г.
Huawei P8 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 144,9x72,1x6,4 мм Вес: 144 г.
Xiaomi Mi 4i Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 138,1x69,6x7,8 мм Вес: 130 г.
Обои от Mobiset на май
Мы предлагаем Вашему вниманию не только стильные, но и полезные обои для рабочего стола Вашего компьютера - с Вашими любимыми телефонами. Разумеется, с символикой Mobiset. Скачать обои можно здесь.
Приглашаем
...новостников, авторов статей и обзоров, переводчиков, других специалистов для работы над проектом Mobiset.ru. Хотите принять творческое участие - пишите, было бы желание - а работу найдём.