Затевая ребрендинг, надо семь раз подуматьНа российском рынке связи - волна ребрендинга. Ожидается, что осенью о смене маркетинговой стратегии объявит крупнейший сотовый оператор - МТС. Ребрендингом и ренеймингом (сменой названий) вовсю увлеклись крупные операторы "Комкор ТВ", "Уралсвязьинформ" и "РТКомм.Ру". Однако первой ласточкой в этой последовательности стал ребрендинг "Билайна", который, по всей видимости, станет и самым ярким примером бессмысленности ребрендинга как идеи.Если крупнейший российский сотовый оператор только собирается сменить имидж, то целый ряд компаний поменьше в течение лета уже сделали это. Так, в самом конце мая один из крупнейших интернет-провайдеров Москвы - компания "Комкор ТВ" (обслуживает около 200 тыс. абонентов) - начал оказывать свои услуги под новым брендом - "Акадо". Причины ребрендинга "Комкора" понятны: если с момента основания компания в основном занималась передачей телевизионного сигнала по собственным сетям, то за последние годы портфель ее услуг значительно распух и теперь включает интерактивные мультимедийные услуги и доступ в интернет. Соответственно и буквы "ТВ" в названии оператора утратили былую значимость и были удалены. Еще сильнее - до одной латинской буквы "U" - сократила свое название операторская компания "Уралсвязьинформ" (одна из крупнейших "дочек" "Связьинвеста"). Оператор сменил торговую марку, а юридическое лицо компании осталось прежним. В "Уралсвязьинформе" необходимость изменений объясняют в первую очередь тем, что внешний облик компании устарел - ему уже 11 лет и изменения были жизненно необходимы. Между тем екатеринбургские рекламщики считают, что внедрение реформ в жизнь могло бы пройти более удачно. "Главная задача ребрендинга - чтобы все поняли, что "Уралсвязьинформ" стал Utel. Лично я этого не понял, значит, задача не выполнена, - говорит гендиректор рекламной компании "Пиларс" Александр Залерцев. - Рекламная кампания нового торгового знака проходит очень хаотично. Сейчас непонятно, где речь идет о стационарной связи, где о мобильной. Не рассказано, какие действуют тарифные планы, в чем их преимущество, как они называются. Из рекламной кампании не понятно: куда идти, куда звонить. Как мне кажется, большинство обывателей вообще не заметили смену торговой марки "Уралсвязьинформа". Наконец, третьей крупной компанией, решившейся в последнее время на ребрендинг, стал крупнейший российский магистральный оператор - "РТКомм.Ру". В начале сентября совместно с двумя другими операторами - "Комет" и "Телеком-центр" - "РТКомм.Ру" вошел в альянс, получивший новое название - Synterra. Однако застрельщиком проектов ребрендинга стал "Вымпелком". Объявив в апреле о ребрендинге своей торговой марки "Билайн", компания преследовала три цели. Во-первых, обеспечение роста компании за счет увеличения лояльности абонентов и объема потребляемых ими услуг. Во-вторых, отказ от участия в ценовых войнах на рынке сотовой связи. И наконец, в-третьих, уменьшение рекламных затрат. Однако уже в июле своей рекламной кампанией "Простые вещи" с предложением "двух центов за минуту" "Билайн" фактически продолжил участие в ценовых войнах. Данные компании и мониторингов также демонстрируют, что удельные расходы на привлечение клиента у "Билайна" выросли за время ребрендинга в 1.5 раза (в это время у МТС они снижались, но в абсолютном значении они почти в два раза больше, а самые "дорогие" клиенты у "Мегафона"). Это, по данным исследования GSM-Монитор, сопровождалось снижением доли новых подключений: падение доли по России в целом составило 20%, а в Москве - почти 40%. Интересно, что от ребрендинга "Билайна" в выигрыше оказались "Мегафон" и региональные сотовые операторы. У "Мегафона" доля рынка с 12% в 2004 году выросла до 22% во II квартале 2005 года, а у местных операторов за тот же промежуток времени - с 5 до 12%. По данным GSM-Монитора, при устойчивом увеличении количества людей, вспоминающих рекламу "Билайна", доля планирующих подключиться к нему неуклонно снижается (справедливости ради нужно сказать, что в августе в Москве наметилось изменение тенденции). Остается еще вопрос о повышении лояльности существующих клиентов оператора. В этом плане у "Билайна" есть положительная динамика. Так, доля планирующих отказаться от него уменьшилась на 38% в Екатеринбурге и на 31% в Москве, но и у остальных операторов наблюдается аналогичная тенденция: у "Мегафона" за тот же период доля планирующих отказаться снизилась на 47% в Екатеринбурге и на 38% в Москве, у МТС - на 42% в Екатеринбурге и не изменилась в Москве. При этом у региональных операторов уровень лояльности ниже, чем у национальных.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=20 |