Яд и мед от мобильной пчелы"ВымпелКом" планирует обвалить цены на украинском рынке мобильной связи. В результате конкуренция между компаниями усилится, а услуги станут более доступными для клиентов.Российский оператор 11 ноября купил компанию "Украинские радиосистемы" (УРС) и спешит интегрировать ее в свою структуру: традиционно на декабрь приходится пик подключений к сетям мобильной связи, но, чтобы привлечь абонентов, начинать рождественские акции нужно еще в ноябре. Россиян торопит и общая ситуация на рынке. В Украине из 25 млн абонентов мобильной связи услугами УРС пользуются всего 240 тыс. По мнению экспертов, уже в 2006 году рынок войдет в стадию насыщения, следовательно, привлекать абонентов станет гораздо сложнее. "Мы знаем по российскому рынку, что "ВымпелКом" - очень активный оператор, и с его выходом на украинский рынок мы ожидаем резкий рост уровня конкурентной борьбы. Снижение цен логично для нового оператора, желающего привлечь абонентов. Но снижать тарифы до нуля тоже нельзя, ведь компании необходимо инвестировать в свое развитие", - говорит Ярина Ключковская, руководитель отдела по связям с общественностью компании UMC, принадлежащей российскому оператору МТС - основному конкуренту "ВымпелКома" в России. По ее мнению, новый оператор может рассчитывать на 10-15% абонентов - это те нелояльные абоненты, которые ищут более дешевые тарифы и легко меняют оператора. Удерживать этих абонентов лидеры рынка не будут, а через некоторое время, когда на рынке появится еще более дешевое предложение, "ВымпелКом" также не сможет их удержать. В любом случае ценовых войн и демпинга в следующем году операторам мобильной связи избежать не удастся. Билайн вместо Моби Набрав критическую массу абонентов за счет низких цен, "ВымпелКом" намерен в дальнейшем привлекать новых клиентов за счет качества услуг и новейших технологий. По прогнозам компании, за два года ее доля рынка составит около 10-15%, и она будет обслуживать 4-5 млн абонентов. Для этого "ВымпелКом" намерен инвестировать в Украину около 400-500 млн долларов. Наиболее важным для компании будет первый год, отведенный на интеграцию УРС в "ВымпелКом". По словам нового руководителя УРС Сергея Миронова, через три месяца можно ожидать внедрения льготного роуминга между компаниями, через семь-восемь месяцев УРС выведет на рынок новые продукты и услуги. В это же время на украинском рынке появится бренд "Билайн" - под этой торговой маркой "ВымпелКом" предоставляет услуги связи в России и Казахстане. Скорее всего, торговые марки "Моби" и WellCom на какое-то время также останутся. Россияне еще не приняли решение о будущем виртуального оператора Privat Mobile, который действует на сети УРС. Этот оператор был создан бывшим владельцем "Украинских радиосистем" ПриватБанком и по договору может работать до конца нынешнего года. Российские менеджеры не уверены, будет ли договор продлен еще на год. В России виртуальных операторов нет, и пока непонятно, нужны ли они в Украине, поясняют вымпелкомовцы. Виртуальные операторы получили распространение в Европе. Они создавались для того, чтобы операторы мобильной связи могли передать часть полномочий по привлечению новых абонентов другим компаниям. Благодаря этому первые получают возможность уделять больше вниманию техническому развитию сети, а вторые - маркетинговым технологиям. Окончательное слияние компаний, включая внедрение в УРС унифицированной бизнес-модели "ВымпелКома", намечено на конец 2006 года. В следующем году "Украинские радиосистемы" намерены стать прибыльными и сравняться по качеству сети мобильной связи с лидерами рынка - "Киевстар" и UMC. Но это сделать нелегко. Действительно, УРС обладает лицензиями на предоставление услуг в стандарте GSM-900, который оптимален для мобильной связи в сельской местности, и GSM-1800, использующийся в основном в крупных городах с большой плотностью абонентов. Но в Киеве, Одессе и Днепропетровске компании не хватило частот в стандарте GSM-1800. Гендиректор "ВымпелКома" не видит в этом проблемы. По его словам, компания имеет опыт работы с недостаточным частотным ресурсом в Казахстане, и это не мешает ей развиваться. Ситуация в столице Украины гораздо более жесткая: ранее и UMC, и "Киевстар" говорили о существенных перегрузках, возникающих время от времени в их сетях в центре Киева. Недавно оба лидера рынка получили радиочастоты, необходимые им для улучшения работы сети, но для УРС частот не осталось. Выходом для "ВымпелКома" стало бы приобретение активов в мобильной связи оператора "Голден Телеком", который предоставляет такие услуги в Киеве и Одессе в стандарте GSM-1800. И он, кстати, уже два с лишним года ищет покупателя для своей мобильной связи. По мнению Изосимова, "ВымпелКому" интересна такая покупка: в этом случае частоты "Голден Телекома" дополнили бы частоты УРС. Возможность осуществления такой сделки полностью зависит от акционеров - российской группы "Альфа" и норвежского Telenor, которые являются владельцами пакетов акций "ВымпелКома", "Киевстара" и "Голден Телекома". В последнее время отношения между ними более чем прохладные, в первую очередь потому, что Telenor выступал против покупки "ВымпелКомом" "Украинских радиосистем". Акционеры разбираются Суть конфликта в том, что Telenor, владея контрольным пакетом в "Киевстаре", выступал против покупки в Украине еще одного мобильного оператора, который станет напрямую конкурировать с "Киевстаром". Кроме того, по мнению Telenor, стоимость "Украинских радиосистем" - 231, 3 млн долларов - существенно завышена. Между тем "Альфа" считала необходимым развитие "ВымпелКома" путем выхода на рынки стран СНГ. Telenor неоднократно блокировал одобрение сделки в совете директоров "ВымпелКома", поэтому "Альфе" пришлось инициировать проведение внеочередного собрания акционеров, которое и приняло решение о покупке. Telenor уже пообещал оспорить это решение в суде. Создавшаяся ситуация отражается и на "Киевстаре": чтобы надавить на Telenor, "Альфа", владеющая миноритарным пакетом акций оператора, срывает проведение собрания акционеров по итогам 2004 года и оспаривает решения, принятые на других собраниях акционеров. В результате "Киевстар" не имеет возможности привлекать средства для своего развития. Последнее размещение еврооблигаций украинский оператор проводил в апреле этого года, и новое финансирование понадобится компании уже в 2006 году. Российской "Альфе" к противостояниям не привыкать: она со скандалами купила доли в турецком операторе Turkcell и в российском "Мегафоне". "Мы очень удивлены и огорчены действиями "Альфы". Они злоупотребляют законодательством в Украине, наносят вред компании, инициируя судебные разбирательства", - говорит главный советник президента Telenor Торстейн Моланд. Telenor еще может блокировать развитие "ВымпелКома" в Украине. Обладая тремя местами из девяти в совете директоров российского оператора, он может отклонять решения, связанные с выделением средств на строительство сети УРС (для принятия решения необходимо семь голосов). В этом случае развитие дочерней компании "ВымпелКома" в Украине может затянуться, а времени для завоевания рынка у них и так немного. Но аналитики полагают, что для Telenor разумнее смириться с выходом российской компании в Украину. Иначе, блокируя деятельность УРС, норвежцы будут вредить и самому "ВымпелКому", обесценивая уже сделанную им инвестицию. "Россияне подталкивают Telenor к обмену: в обмен на акции "ВымпелКома" Telenor получит акции "Киевстара", - считает Роман Химич, эксперт консалтинговой компании Netton CG . Ранее аналитики не исключали возможность объединения "ВымпелКома" с "Киевстаром". В "Альфе" также считают, что такое слияние было бы лучше, чем покупка УРС. Telenor соглашался на это лишь при условии контроля над объединенной компанией, тогда как "Альфа" настаивала на простом сложении долей, что дало бы обоим партнерам примерно по 30% акций. Норвежцы говорят, что открыты к переговорам, в частности, заинтересованы сосредоточить весь пакет акций "Киевстара", но пока никаких предложений от "Альфы" не получали. Операторы воюют, потребители радуются Опыт соседних стран, в первую очередь России, показывает, что выход на рынок нового мощного игрока всегда сопровождается снижением тарифов у всех операторов мобильной связи. Включаются механизмы конкуренции, и от сражения за клиентов выигрывают потребители. Украина - не исключение. Выход на рынок в начале нынешнего года мобильной компании "Астелит" (ТМ Life) заставил существенно снизить цены на свои услуги других операторов. Экспансия "ВымпелКома", руководство которого не скрывает планов обвалить цены, также на руку малообеспеченным клиентам. Кроме того, "ВымпелКом", известный своим новаторством, обещает принести в Украину новые технологии, что заставит и другие компании улучшить качество обслуживания. Таким образом, следующий год в Украине будет отмечен жестким ценовым противостоянием на рынке мобильной связи, приходом новых инвестиций в этот сектор экономики и созданием новых рабочих мест.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=201 |