Гендиректор ФГУП "ГРЦ" Юрий Лысенко: Абонент третьего поколения пока недоступенРеволюция в сфере высоких технологий обозначила четкую тенденцию: мультимедийные услуги неизбежно соединяются в одном мобильном устройстве, которое одновременно будет и телефоном, и мини-компьютером, и карманным телевизором. Услугами видеотелефонии, предоставляемыми сетями третьего поколения 3G, уже активно пользуются миллионы жителей Японии, а с недавних пор к ним присоединились и абоненты из Европы, где в прошлом году началось коммерческое развертывание новых технологий.Юрий Анатольевич, в сентябре было принято первое решение ГКРЧ об опытно-коммерческом использовании 3G-сети. Не за горами и выдача лицензий. Когда в России появится связь нового поколения? Мы делаем только первый шажок в этом направлении. Говорить о каких-то конкретных результатах и, соответственно, делать на их основании какие-то прогнозы было бы преждевременно. Как подсказывает опыт Японии и европейских стран, которые начали создавать всю необходимую инфраструктуру для связи третьего поколения несколько лет назад, время между выдачей лицензий на сети 3G и началом их эксплуатации занимает как минимум полтора-два года. Хотя процесс коммерческого развертывания новых сетей в этих странах далеко не завершен - идет постоянная работа над совершенствованием 3G-технологии. Таким образом, разговаривать и при этом видеть собеседника в телефоне мы сможем приблизительно в 2007--2008 году? В лучшем случае - да. Ведь речь идет не только о технической составляющей, хотя могу заверить, что технологическая готовность операторов «большой тройки» к развертыванию 3G-сетей достаточно высокая. В немаловажной, если не в решающей степени эффективность создания связи третьего поколения будет зависеть от четких, выработанных раз и навсегда правил игры на рынке. Нынешняя ситуация в сотовой телефонии и некоторые действия регулятора рынка дают почву для нерадужных прогнозов. Что не устраивает? Давайте только взглянем на ситуацию, связанную с выдачей частот в диапазоне 1900--2200 ГГц, предназначенных к развертыванию 3G-сетей компании «Скай Линк», причем, заметим, по сути без проведения конкурса. При всем моем уважении к этой компании всерьез удивляет, почему эти частоты достались ей, а не кому-то еще из трех операторов «большой тройки», которые, очевидно, более подготовлены в техническом плане. Да и абонентской базой обладают на несколько порядков выше. Между тем торги на лицензии 3G предлагается проводить по столь же закрытой схеме со многими неизвестными и непредсказуемыми результатами. Но, насколько известно, предложения Минсвязи по выдаче лицензий на 3G-сети с тех пор подверглись существенной корректировке, и сегодня вместо конкурсов они предусматривают проведение открытых аукционов... Это не совсем так. Да, действительно, в недрах Министерства связи готовится проект постановления правительства РФ о правилах проведения торгов на получение лицензий в отрасли связи. Однако уже сейчас, на этапе межминистерского согласования, бросается в глаза правовая неурегулированность многих вопросов в процедурах подачи заявок и участия в торгах. Неточность формулировок, допускающих двойное толкование, практически исключает проведение аукционов. Например, как прописано в проекте правил, если условия или ограничения для получения лицензии определить невозможно, аукцион будет заменен конкурсом. Но ведь это весьма туманная формулировка. А судьи кто? Кто будет определять эти условия? Или формальным основанием для отказа в приеме заявки может послужить отсутствие у заявителя «хорошей репутации в отрасли связи». Что это такое и какими критериями определяется эта репутация - размерами ли уплаченных налогов, хвалебными ли письмами абонентов, - непонятно, а между тем это официальный документ. Кроме того, в проекте правительственного документа сказано, что аукционы проводятся только в том случае, если выделяемыми радиочастотами никто не пользуется. Однако абсолютно «чистых» частот не бывает. Следовательно, проводить торги в том виде, в каком их предлагается осуществлять, нельзя... Не только нельзя, но и опасно для отрасли, а также ущербно для государства. Если ситуация будет развиваться по уже знакомому сценарию, можно будет забыть не только о связи третьего поколения, но и о сотовой связи в стране вообще. Я вам перечислил только несколько несуразностей из предложений Минсвязи, их гораздо больше. Опять же, возвращаясь к частотам, будут же выставляться разные по своему качеству частоты. Условия для участников одинаковые, а вот итоги торгов будет определять конкурсная комиссия. Соответственно, кому-то достанутся частоты получше, а кому-то - похуже. Ведь разница в их расчистке для лицензиата может достигать миллиардов рублей. Не было бы логичнее на первый лот выставлять «чистую частоту», извините за масло масляное, и просить, скажем, 100 млн? На второй - частоту «похуже» и выставлять 10-миллионный ценник и т.д. В общем, рождается предположение, что торги будут проходить в закрытом режиме в форме конкурса, с определением победителей. Говорить в этом случае о возможности государства выручить сколько-нибудь крупные доходы от проведения таких торгов не приходится. А результаты конкурса не оспоришь - правилами проведения торгов в нынешнем виде возможность отозвать выданную лицензию судебным путем не предусматривается. И мы станем свидетелями острой конкурентной борьбы за эти частоты? Торги и проводятся потому, что речь идет об «ограниченном ресурсе». А чтобы они были чистыми и открытыми и не оставили после себя ни у кого неприятного осадка, их следует провести наиболее цивилизованным способом - в форме аукционов. Сложившаяся конфигурация рынка сотовой связи в России во многом определяет его устойчивость и стабильность и, без сомнения, будет определять его надежность на протяжении еще долгого времени. А потому важно сохранить этот рынок, который по праву считается одним из главных локомотивов роста.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=204 |