Рынок музыкального цифрового контента в России. IRIVER говорит: «Пиратам – нет!»
24 ноября, в четверг, дождика не было… Зато было нечто другое: компания IRIVER пригласила журналистов на пресс-конференцию под названием «Перспективы развития рынка музыкального цифрового контента в России». Воодушевленный интересной темой, редактор MP3Locator прибыл в Хамовники, в уютный ресторан «Гавань».
Пришедших встречали представители IRIVER. Первое, что бросалось в глаза были… яблоки Огромное блюдо с яблоками красовалось на почетном месте у ресепшн, и эти красивые плоды (с наклеенным логотипом IRIVER) раздавались всем желающим. Что ж, подумал я, яблоки – вполне к месту, ведь мы будем говорить о музыкальном цифровом контенте, а тут уж без упоминания заморских «яблок» никак
Но – продолжу. Когда все уже расселись по местам за щедро накрытыми столами, Анна Баканович, PR-менеджер IRIVER, открыла мероприятие и объявила выступающих. А приглашены были весьма интересные люди: Антон Пронин, генеральный продюсер студии «Монолит», Алексей Угринович, директор Национальной Федерации Производителей Фонограмм, а еще — Сергей Жуков, популярный музыкант и артист (в первую очередь известный по проекту «Руки вверх!»), в настоящее время успешно работающий в области интернет-бизнеса.
Началось все с презентации IRIVER, которую представленной Михаилом Каменецким, заместителем руководителя отдела маркетинга компании IRIVER Russia.
Он ознакомил присутствующих с небезынтересными данными по состоянию рынка цифрового контента в России и рассказал о политике IRIVER в этой области. Конечно, представленные данные и выводы из них были предсказуемы: в России большая часть музыки продается через нечистые руки «пиратов», а рынок легального контента находится в зачаточном состоянии. Прав был Карамзин, и не могу не повторить его знаменитые слова о положении в России: «Воруют!» Именно это и беспокоит компанию IRIVER, которая ратует за создание цивилизованного рынка, удобного как для авторов и правообладателей, так и для издателей, и – самое главное – для потребителей.
Следующий оратор — генеральный продюсер известной студии «Монолит» Антон Пронин — поведал присутствующим о состоянии дел на рынке легального музыкального контента.
Г-н Пронин отметил, что в целом на рынке произошло резкое изменение: происходит смена музыкальных форматов и носителей – происходит неизбежный переход от традиционных носителей к современным, цифровым, среди которых, конечно же, один из лидеров – формат MP3. Выступающий отметил стремительное развитие рынка мобильного контента – сейчас растет с огромной скоростью растет популярность разнообразнейших композиций для мобильных телефонов – рингтонов, реалтонов и полифонических мелодий.
Приведу оценки студии «Монолит» по продажам механических носителей. Тенденции рынка таковы: аудиокассеты, еще в 2003 году занимавшие 63 % рынка, сейчас практически ушли в прошлое (хотя доля их продаж составляет пока 40%), их место заняли компакт-диски – причем доля MP3-дисков стремительно растет: в 2003 году доли этих носителей составляли 37% и 0,4%, соответственно, а в 2005 году ожидается совсем другая картина — 53 и 7% от общего объема продаж механических носителей в количественном выражении.
Еще внушительней все это выглядит в стоимостном выражении: в 2005 году доли продаж аудио- и MP3-дисков составят, соответственно, 64 и 14%!
Необходимо отметить, что, с другой стороны, продажи механических носителей медленно, но верно снижаются: в 2006 году это снижение может составить 6,2%. Будущее – за «чисто цифровым» контентом, распространяемым через Интернет. Сей факт, давно уже всеми усвоенный, еще раз подтвердился цифрами, как и то, что Россия сейчас переживает то состояние рынка, какое недавно (4-5 лет назад) было на Западе.
Напомним, что речь идет об оценке ЛЕГАЛЬНОГО рынка.
А уровень пиратства на просторах рынка музыкального контента нашей Родины составляет более 50 процентов. Что ж говорить о российском Интернете… Большая часть ресурсов, продающих цифровую музыку в России – «пираты» в чистом виде.
Не обошел н-н Пронин вниманием и не очень радостный факт: к сожалению, пока российский рынок цифрового контента – в первую очередь музыки в формате MP3 – невыгоден для производителей и легальных продавцов, поскольку затраты на производство и продвижение порой даже превышают прибыли от продаж. Тем не менее, легальные игроки – как производители, так и издатели – с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь на перспективы рынка мобильного контента и помощь государства в борьбе с пиратством, в том числе в Интернет.
Директор Национальной Федерации Производителей Фонограмм (в которую входят 16 отечественных рекорд-лейблов и правообладателей) Алексей Угринович еще раз отметил высокий уровень пиратства в российском Интернете. «…Интернет - полная халява», - так, прямолинейно, заявил он. И большинство работающих у нас сайтов с MP3 - пираты в чистом виде… Увы, увы, как ни печально, но это – факт, причем общеизвестный. Сейчас в нашей стране функционирует около 20 платных Интернет-ресурсов, продающих MP3-композиции. И, к сожалению, нельзя точно сказать «насколько» легально они работают… Один из немногих действительно легальных ресурсов – портал zakachay.ru, правда на нем представлен только мобильный контент.
Тем не менее, несмотря ни на что, у рынка цифрового контента — очень большое будущее. Ситуация с пиратством на мировом рынке меняется: продажи пиратов сократились в последнее время на 25%. С другой стороны, в 2004 году падение продаж традиционных носителей компенсировалось ростом цифровых продаж – а это уже мощная тенденция мирового рынка. И цифровой музыкальный контент – новый, перспективный бизнес для рекорд-лейблов, бизнес будущего. Рынок вскоре полностью переориентируется на цифровые продажи. Такова ситуация в мире, будем наедятся, что примерно с осени 2006 года ситуация улучшится и в России (когда будет, наконец, принят закон о защите авторских прав в Интернете).
Последовавшее затем краткое выступление Сергея Жукова, известного артиста (проетк «Руки вверх!»). В настоящее время г-н Жуков активно работает над рядом Интернет-проектов. Являясь владельцем домена MP3.ru, Сергей Жуков — один из тех, кто реально продвигает цивилизованный подход к рынку цифровой музыки. Г-н Жуков немного приоткрыл завесу тайны над ближайшими планами: по его словам, MP3.ru должен стать крупнейшим порталом с легальным контетом, который в конце концов вытеснит пиратов.
Далее г-н Каменецкий представил результаты опроса на портале C-News, который был проведен С-News совместно с IRIVER с 17 октября по 14 ноября 2005 г.
Реальная ситуация, согласно полученным данным, складывается, скажем так, парадоксальная. Она вполне благоприятна для производителей современных MP3-плееров: в настоящее время неуклонно снижается количество продаваемых механических носителей в пользу цифровых, также (что очевидно) на рынке началось триумфальное шествие сжатой музыки, в первую очередь – формата MP3. С другой стороны, точка зрения потребителей пока не соответствует стремлению производителей к цивилизованному рынку.
Все это, конечно, и так всем известно, но приведем некоторые данные, чтобы читатели смогли сами сделать для себя выводы:
Основные потребители MP3-музыки – молодые люди от 16 до 35 лет
Основными устройствами, используемыми для прослушивания являются: компьютер (81%), музыкальный центр (50%) и MP3-плеер (48,6%); наиболее популярные носители – аудиодиски (68,3%) и компакт-диски с MP3 (77,4%), cамый популярный формат – MP3 (97,9%) — очередное подтверждение большой популярности цифрового контента
62,5% опрошенных скачивают музыку бесплатно. На вопрос «Считаете ли Вы копирование другу оцифрованных композиций с вашего лицензионного диска «пиратством»?» 71,7 % ответили «нет» — приобретение легального контента не является популярным
Пятая часть опрошенной аудитории (19,1 %) не видит преимуществ легального контента
Более 80% аудитории или знают о том, что большинство сайтов продающих музыкальных контент являются «пиратскими», или не интересуются этим.
Более половины ответивших предпочитают не платить за музыкальный контент вообще
Для 80% опрошенных легальность контента не имеет значения
Что ж… Компания IRIVER пришла к следующим выводам:
Рынок MP3-плееров нового поколения (Flash, HDD) далек от насыщения и находится в стадии активного роста. Большая часть потребителей музыкального контента не заинтересована в борьбе с «пиратством». Большинство опрошенных не заинтересовано в приобретении легального контента, отдавая предпочтение пиратскому.
Интернет становится одним из основных источников получения музыкального контента.
В настоящее время потребителю НЕ выгодно приобретать легальный контент.
Артистам НЕ выгодно продавать контент потребителю.
Новые технологии дают возможность сделать рынок выгоднее.
Далее, в ходе небольшой дискуссии, сотрудники IRIVER представили позицию компании: только ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ рынок может сделать индустрию успешной для всех участников. А для создания таких условий IRIVER предпринимает ряд маркетинговых мер, сотрудничая с различными правообладателями — как с записывающими компаниями, так и с отраслевыми ассоциациями. Хотя IRIVER пока – вследствие отсутствия законодательной базы – не сможет запустить в России свой сервис FunCake по скачиванию легального контента . Здесь мы вспомним, наконец, про «яблоки» — успех Apple с ее сервисом iTunes во всем мире воодушевляет, тем не менее в России даже Apple – по перечисленным выше причинам – будет сложно запустить данную услугу.
Зато – будем надеяться – в скором времени первой ласточкой цивилизованной продажи цифровой музыки станет полностью легальный сервис mp3.ru. На вопрос о методах борьбы с пиратами г-да Жуков и Пронин ответили, что бороться можно только при сильной поддержке со стороны государства: искоренить «нелегалов», искоренить низкие цены, и тогда люди будут покупать легальную музыку, которая по определению должна стоить дороже. И журналистов призвали работать над формированием общественного мнения, направленного против «пиратства».
Что ж сказать… В свое время Михаил Сергеевич Горбачев – последний романтик в нашей политике – говорил, что начинать перестройку нужно с себя. От лица MP3Locator можно только призвать наших уважаемых читателей:
Начните с себя! Не покупайте у пиратов, приобретайте легальную музыку и файлы!
Закончилось все мероприятие угощением и музыкой. Причем самой настоящей, живой – выступлением джаз-ансамбля.
Sony Xperia M4 Aqua Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 145,5x72,6x7,3 мм Вес: 136 г.
LG G4 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 148,9x76,1x9,8 мм Вес: 155 г.
Huawei P8max Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 182,7x93x6,8 мм Вес: 228 г.
Huawei P8 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 144,9x72,1x6,4 мм Вес: 144 г.
Xiaomi Mi 4i Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 138,1x69,6x7,8 мм Вес: 130 г.
Обои от Mobiset на май
Мы предлагаем Вашему вниманию не только стильные, но и полезные обои для рабочего стола Вашего компьютера - с Вашими любимыми телефонами. Разумеется, с символикой Mobiset. Скачать обои можно здесь.
Приглашаем
...новостников, авторов статей и обзоров, переводчиков, других специалистов для работы над проектом Mobiset.ru. Хотите принять творческое участие - пишите, было бы желание - а работу найдём.