Уроки японскогоМТС совместно NTT DoCoMo выводит на рынок связи новую услугу.Популярный формат услуг мобильного Интернета – i-mode – прибыл в Россию из Японии благодаря сотрудничеству компаний МТС и NTT DoCoMo. Российский оператор получил эксклюзивные права на оказание этой услуги в нашей стране вплоть до 2020 года. Суть сервиса заключается в том, что путем нажатия одной-единственной кнопки на мобильном телефоне пользователь получает моментальный доступ к целой подборке Интернет-ресурсов. Но не простых, а специально «заточенных» под i-mode. Говоря другими словами, это «клубный Интернет». Члены этого клуба получают возможность в любое время и в любом месте узнать прогноз погоды, почитать новости, купить те или иные товары, заказать услуги, проверить почту и проделать еще множество полезных вещей. I-mode по-японски По данным компании NTT DoCoMo, которая изобрела этот сервис и является единственным оператором, предлагающим услугу, в настоящее время в Японии i-mode поддерживает более 6000 сайтов. Им пользуются около 45 млн человек. Судя по статистике, наибольший интерес японцы проявляют к загрузке мелодий и развлекательной информации, а также к онлайновым играм и гороскопам. Доступ к подавляющему большинству ресурсов продают продвигающие их контент-провайдеры. Однако радость японца была бы неполной без ряда услуг, предоставляемых самим оператором NTT DoCoMo и продвигаемых им как «суббренды» i-mode. Взять, например, сервис i-motion. С его помощью в телефон можно загружать различные видеоролики: от выпусков новостей до самых интересных моментов футбольного матча. Пользователю не нужно в определенное и не всегда удобное время караулить интересующую его передачу у телеэкрана. Он получает возможность посмотреть ее тогда, когда это удобно. Другой раскрученный сервис – i-shot – несколько более «продвинутый» аналог привычного MMS. С его помощью японцы обмениваются фотографиями, сделанными встроенными в телефоны камерами. Принцип услуги прост: снял фото, нажал на кнопку – и оно автоматически попадает на специально отведенный для этих целей сервер NTT DoCoMo. Таким образом, весь фотоальбом пользователя хранится во внешнем архиве, и доступ к нему можно получить из любой точки мира, где есть Интернет. Ну и, наконец, следует упомянуть о молодом, но очень перспективном сервисе – i-mode FeliCa. Он превращает сотовый телефон в самый настоящий кошелек: с ним можно оплачивать покупки в магазине, счета в ресторане, билеты в кинотеатре и даже проезд в общественном транспорте. Другими словами, трубка берет на себя функции электронного бумажника, и вполне вероятно, что в недалеком будущем i-mode FeliCa потеснит кредитные карточки. «Секрет» технологического чуда кроется в миниатюрном радиопередатчике, который встраивается в телефон и способен работать, даже если в нем «села» батарейка. Все, что требуется от пользователя – просто поднести аппарат к специальному терминалу-считывателю. С небес на землю Что из всего описанного выше богатства может получить российский пользователь i-mode? На сегодняшний день, пожалуй, только удобный мобильный Интернет без каких-либо дополнительных субуслуг. С другой стороны, этого «только» не так уж и мало. Так, i-mode «а-ля рюс» позволяет заказывать билеты на любые столичные мероприятия, бронировать места в гостиницах, делать покупки в Интернет-магазинах, заказывать цветы, получать информацию о пробках на дорогах и т. д. Кстати говоря, сайт журнала «Компания» включен в программу МТС i-mode, так что наши читатели могут его увидеть в адаптированном под сервис виде. В принципе через i-mode можно осуществлять и услуги онлайнового банкинга. Правда, у нас их пока предлагает только Международный банк реконструкции и развития. Отдельного упоминания заслуживает возможность чтения с сотового телефона электронной почты. При подключении к i-mode пользователь получает доступ к персональному ящику вида хххххххххх@imode.mts.ru, где хххххххххх – десятизначный телефонный номер абонента (без «восьмерки»). Если вы хотели бы сохранить свой мобильный номер в тайне, то логин можно поменять. Поскольку i-mode-телефоны постоянно подключены к Сети, для получения почты не требуется набирать номер или подключаться к почтовому серверу: электронные письма приходят так же, как SMS. Основное же отличие от SMS заключается именно в «синтезе» с Интернетом: пользователь может отправлять и посылать сообщения на любой почтовый адрес в мире, а не только на другие i-mode телефоны. К текстовым письмам i-mode-почта также позволяет прикреплять вложения: Word-документы, аудио- и видеофайлы или фотографии – здесь все зависит от функциональности самого телефона. Правда, пока существуют ограничения на объем отправляемых электронных писем – от 100 до 300 Кб, опять-таки в зависимости от модели трубки. Если говорить о цене вопроса, то использование сервиса i-mode заметно увеличивает ежемесячный счет за мобильную связь. Считайте сами: стоимость подписки на одну услугу составляет от $1 до $3 в месяц. Плюс к этому необходимо оплачивать объем переданной и полученной информации – $0,01 за 10 Кб данных. То есть одно «полностью укомплектованное» письмо обойдется пользователю в $1 – 3. В настоящее время прибыль оператора от i-mode составляет около $7 в месяц с каждого подписчика – в разы меньше, чем в той же Японии. Ожидается, что уже в следующем году эта цифра уменьшится до $4,5. Но это мы говорим только об МТС, а ведь контент-провайдеры тоже хотят заработать. Таким образом, подписавшись на 3 – 4 услуги и загружая ежедневно 10 – 15 веб-страниц, пользователь i-mode, по самым скромным подсчетам, увеличивает свой ежемесячный счет за мобильный телефон примерно на $10 – 15. Кому оно нужно Очевидно, что в России МТС запустила i-mode в первую очередь для того, чтобы справиться с падением показателя ARPU (средний доход с абонента). Но это лишь одна из причин. Вторая причина заключается в том, что пришло время для очередной PR-акции компании. В условиях, когда полноценный ребрендинг МТС откладывается до следующего года, лучшим PR-ходом оказалось придание оператору имиджа самого технологически развитого. Другой вопрос, что еще не факт, насколько правильным оказался выбор МТС. Спрогнозировать степень популярности i-mode в России практически невозможно. Зато полезно вспомнить, что в то время как в Японии сервисом пользуются 45 млн человек, за ее пределами – всего лишь 5 млн. «На текущий момент к i-mode в Москве и Санкт-Петербурге уже подключено около 4000 человек, а до конца 2005 года мы рассчитываем привлечь 25 000 подписчиков», – говорят в пресс-службе МТС. Большинство аналитиков предпочитают не комментировать такого рода заявления именно по причине плохо прогнозируемого спроса на i-mode. «Если МТС поставит себе цель привлечь к новому сервису даже сотни тысяч пользователей, то, скорее всего, своей цели они достигнут, – считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. – Другой вопрос, захочет ли сам оператор серьезно вкладываться в продвижение i-mode, ведь мало только привлечь абонентов, нужно еще и заставить их платить». А готовность пользователей раскошелиться зависит от двух основных факторов: полезности сервиса и его цены. Недавнее шестикратное снижение стоимости интернет-трафика i-mode говорит о том, что в МТС задумались о проблеме завышенной тарификации и готовы ее решать. Что касается полезности, то говорить о массовом спросе на i-mode в России сейчас не приходится. Скорее, это нишевое решение для тех, кому оно действительно нужно. Есть и еще один фактор, препятствующий широкому распространению i-mode – скудный выбор поддерживающих этот сервис телефонов. Пока на российском рынке представлено всего пять таких трубок – от Samsung, NEC и LG. В настоящее время МТС работает над расширением ассортимента, но остроты проблемы это не снимает. Впрочем, в последнее время внимание на i-mode начали обращать и ведущие производители сотовых телефонов. Так, например, в ближайшее время желтая кнопка i-mode появится в телефонах Siemens CX70 и Siemens C75. По словам менеджера по продукции Sony Ericsson Евгения Григорьева, его компания также рассматривает возможность добавления функции i-mode в европейскую продуктовую линейку. «Но только если сервис будет востребован потребителями», – оговаривается он. Компания Nokia, занимающая первое место на мировом рынке мобильных телефонов, уже также отошла от мнения, что «старый-добрый» WAP вполне способен удовлетворить потребность пользователя в мобильном Интернете, и ожидает сертификации от NTT DoCoMo одного из своих телефонов. Крупнейшие мировые производители мобильных телефонов и крупнейший в стране оператор сотовой связи замерли в ожидании решения рядового потребителя. Того самого, который еще десять лет назад видел «мобильники» только в голливудском кино, а сегодня готов взять кредит ради того, чтобы купить себе телефон «круче, чем у соседа». Восток – дело тонкое По мнению скептиков, успех японского i-mode кроется в особенностях местного рынка, а потому за его пределами снискать любовь абонентов сервису не удастся. Главная особенность этого рынка заключается в его технологической «продвинутости». По данным исследовательской компании IDC, в 2005 году уровень проникновения Интернета в Японии достиг 80%. В России же, по информации Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, на сентябрь 2005 года интернетчиков набралось от силы 17 млн человек или 12% населения. Более того, в Японии с мобильных устройств осуществляется больше сеансов выхода во Всемирную паутину, нежели с домашних или рабочих компьютеров. В то же время в Европе и тем более в России подавляющее большинство абонентов воспринимают мобильный телефон лишь как инструмент для голосового общения, а из неголосовых услуг обычно используют только SMS. Не стоит забывать и о том, что в настоящий момент в японских сотовых сетях средняя скорость передачи данных составляет 384 Кбит/с, а в 2006 году ожидается запуск в коммерческую эксплуатацию сетей с пропускной способностью 14 Mбит/с. Что до нас, то еще даже не введенная толком в эксплуатацию технология EDGE способна обеспечить скорость максимум в 236,8 Кбит/с. И то лишь чисто теоретически. На практике же и без того не рекордные показатели куда скромнее – порядка 50 Кбит/с. Именно на этой скорости и работает в настоящее время российский i-mode. Конкуренты не дремлют Пока МТС призывает абонентов подключаться к сервису i-mode, его конкуренты тоже не стоят на месте и предлагают собственные неголосовые услуги. Так, «Билайн» в апреле 2005 года запустил сервис интерактивных текстовых сообщений «Хамелеон». Это специальное записанное на SIM-карте приложение, которое позволяет абонентам в режиме реального времени получать на экраны своих телефонов свежие новости. Передача интерактивных текстовых сообщений осуществляется на базе технологии Cell Broadcast: сообщения приходят бесшумно и не сбивают обычный режим работы телефона. В случае, если абоненту сообщение не интересно либо он его просто не увидел, соответствующая надпись исчезает с дисплея через 1 – 3 минуты после появления. «МегаФон» в августе 2005 года представил собственный SIM-портал МегаФонPro. Он интегрируется в меню телефона и представляет собой единый информационный центр, обратившись в который, можно получить различные справочные и развлекательные услуги. Все, что необходимо для работы портала, – это SIM-карта нового образца.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=237 |