Белорусский МТС становится "Лучше!"6 декабря СООО "Мобильные ТелеСистемы" провело пресс-конференцию по случаю подключения к сети МТС в Республике Беларусь двухмиллионного абонента.Но обо всем по порядку. По последним данным численность населения Беларуси составляет 9 миллионов 762 тысячи человек. И достигнутая МТС двухмиллионная отметка - это 20,49% населения страны. С июня 2002 года МТС пройден немалый путь, причем пройден в острейшей борьбе с сильнейшим конкурентом, к тому же имевшим более чем трехлетнюю фору монопольной работы на рынке. В сентябре прошлого года абонентская база МТС впервые превысила базу основного конкурента, в октябре - МТС первым из сотовых операторов Беларуси поздравил миллионного абонента, в феврале 2005 года доля МТС на рынке превысила 50%, и, наконец, в декабре сего года МТС подключил двухмиллионного абонента, то есть с осени прошлого года абонентская база МТС в Беларуси увеличилась вдвое: Годом ранее В качестве основной характеристики ситуации годичной давности для белорусского МТС, только-только ставшего лидером рынка, пожалуй следует привести слова того времени президента МТС российского - Василия Cидорова. Руководитель ОАО "МТС" отметил тогда, что "все чаще сталкивается с вопросами акционеров и владельцев долговых обязательств в отношении инвестиций в неконсолидированный актив" и, соответственно, воздержался от того, чтобы озвучить какие-либо дальнейшие планы в отношении инвестиций. Напомним, что доля ОАО "МТС" в белорусской дочке 49%, остальные 51% принадлежат белорусскому государству в лице национального оператора "Белтелеком". Желание приобрести два недостающих до консолидации актива процента российская сторона высказывает постоянно, но к таким, как осенью прошлого года, аргументам, ранее публично не прибегали. Министр связи Беларуси тогда же отметив успехи МТС, традиционно констатировал невыполнение отдельных пунктов программы развития мобильной связи, и столь же традиционно высказал претензии к качеству связи. А к вопросу о двух процентах Министр заметил, что он "решается в правительстве и Минэкономики, и кроме "цены вопроса" есть, может быть, и другие факторы". То, как именно решается, стало ясно после слов Василия Сидорова - "переговоры по данному вопросу уже длительное время не ведутся". Кроме того, осенью прошлого года уже было принято решение о том, что следующим оператором стандарта GSM в стране станет полностью государственный БеСТ. Василий Сидоров тогда же отметил, что государству лучше остаться регулятором рынка, и отказаться от доли собственности, тем более, в нескольких операторских компаниях. - Здесь есть определенный конфликт интересов, - непонятно, из каких соображений принимать решение о приоритетности развития того или иного оператора и в какой форме его поддерживать. Если резюмировать: будущее белорусского МТС выглядело год назад совершенно неопределенным - традиционные претензии со стороны регулятора к качеству и недостаточному радиопокрытию, снятие которых требовало инвестиций, "вопросы" в отношении этих инвестиций со стороны акционеров соучредителя, и феномен БеСТа в придачу. Итоги года. Главный итог, безусловно, известен - абонентская база росла еще более высокими, чем ранее темпами. В чем причины такой динамики? Во-первых, в сопоставимой динамике: инвестиций. На конец октября прошлого озвучивалась цифра $131,5 млн., к настоящему времени цифра составила $ 241,1 млн., то есть рост почти двукратный. И, во-вторых, в том, как и кем эти деньги тратились. Как тратились, видно из нескольких цифр. На конец октября прошлого года: * в сети работало более 650 БС; * было установлено 3 коммутатора общей емкостью 1,15 млн. номеров; * сеть работала на 49% территории страны, где проживало около 80% населения. Сегодня: * установлено 1124 БС (около 10000 приемопередатчиков); * действует 7 коммутаторов, 4 из которых установлены в областных центрах, общая коммутационная емкость 2,99 млн. номеров; * сетью МТС охвачено 54,5%территории страны, где проживает 85,58% населения страны. То есть оборудование устанавливалось большей частью там, где сеть МТС уже работала, и устанавливалось так, чтобы снять вопросы качества связи, что, очевидно, было приоритетом. При этом территория радиопокрытия также расширена, и расширена настолько, чтобы выполнить требования регулятора рынка. Результатом грамотного планирования сети (нивелировавшим и маркетинговые просчеты, улучшившего качество обслуживания, что также имело место в течение года), собственно, и стал рост абонентской базы прошедшего периода. И персонально второй миллион абонентов компании, в основном, заслуга тех, кто занимался этим планированием в течение года - Андрея Румянцева, руководившего СООО "МТС" до сентября текущего года, а ныне возглавившего представительство ОАО МТС, и, сколь можно судить, абсолютно большую часть времени занимавшегося именно техническими вопросами, в соответствии с упомянутым приоритетом, а также его уже экс-заместителей - по эксплуатации сети и интеграции базовых станций Андрея Самброса, и по планированию и развитию сети Владимира Карповича, ныне возглавившего белорусский МТС. Впрочем, для полноты картины следует добавить, что около 20% во втором миллионе приходится на один из беднейших регионов Беларуси, в котором проживает лишь 13% населения страны. Причем территория региона такова, что плотность населения здесь минимальная в Беларуси. И наряду с большой тройкой персоналий года МТС следует отметить заслуги директора Витебского филиала компании Игоря Савченко и его команды. Другой МТС Заявленные на приоритеты МТС в Беларуси - развитие связи на периферии: в сельских населенных пунктах, агрогородках, на автодорогах местного значения, а также на других отдаленных территориях, - необходимость соответствия требованиям регулятора. Кроме того, продолжится развитие инфраструктуры сети и ее пропускной способности в крупных городах, готовится к вводу в эксплуатацию оборудование для сервисов мобильной передачи данных на основе технологии GPRS, что также вполне предсказуемо. Но то, как были заявлены эти направления инвестирования, а все перечисленное, понятно, требует расхода средств, разительно контрастировало с ситуацией минувшего года. "В следующем году инвестиции составят порядка 60% суммы, проинвестированной за три с половиной года, то есть к $ 241,1 млн. мы прибавим еще порядка $150 миллионов. Почему так много? Мы считаем, что рынок продолжает расти, что у нас есть еще куда прирастать и с точки зрения качества, и с точки зрения покрытия, и с точки зрения дополнительных услуг, и с точки зрения развития сети наших собственных офисов продаж и сервиса." То есть никакой неопределенности, никаких "вопросов акционеров и держателей долговых обязательств", - как будто говорил президент совсем другого МТС. Дальше - больше. То, что говорилось о консолидации актива и в отношении выхода на рынок БеСТа столь же контрастировало с минувшим годом. Да, "контроль над всеми операторами, в которых мы участвуем, остается нашей целью. Мы как заявляли, так и продолжаем заявлять, что у нас есть интерес к тому, чтобы обрести контроль над СООО "МТС" в Беларуси. Это важно не только не только с точки зрения формальных критериев, но и с точки зрения бизнеса - контроль означает, что компания полностью подотчетна и дает нам возможность кредитовать и способствовать привлечению кредитов." Но "при этом мы понимаем, что жизнь не идеальна. И мы не можем себе позволить, чтобы совместное предприятие, в которое мы вошли три с половиной года назад, упустило момент фантастического роста рынка, который имеет место в Республике Беларусь. Поэтому мы в меру своих возможностей и в ту меру, в которую нам позволят акционеры и держатели наших долгов, будем инвестировать в это предприятие и помогать ему привлекать средства. Нам важно расти и быть лидером не только в существующих бизнесах, но и росте. Как раз в новых бизнесах больше рост, больше доходы и лучше условия. Никаких подтверждений предстоящей передачи части акций у нас нет, но с точки зрения достижения наших целей для Беларуси на текущий год, а они первичны, заявленный бюджет необходим, а вопрос когда мы обретем контроль над предприятием - не менее важный, но второй," - особо отметил Василий Сидоров. "К тому времени, когда БеСТ полноценно выйдет на рынок, проникновение будет еще существенно выше, мы будем еще более крепкими лидерами и будем еще больше опережать наших конкурентов. Да, это будет конкурент, но это будет конкурент, которого мы всерьез не воспринимаем" Поздравив оператора с очередным достижением, министр связи Беларуси, конечно по традиции добавил, что "надо улучшать качество связи, наряду с этим у нас остались незакрытыми и автодороги и погранпереходы", - но по "качественному" вопросу Василий Сидоров констатировал: "Мы совершенно точно можем сказать уже сегодня, с учетом того развития, которое происходило за год, что мы стали лидерами по реальному качеству сети, и нам очень важно донести информацию об этом рынку. Поскольку о том, что наше качество стало лучше, чем у конкурентов, знают не все потенциальные абоненты. Но это уже так, - наша инфраструктура стала более обширной, чем инфраструктура нашего конкурента, что при сопоставимом частотном ресурсе как раз объективно и выливается в лучшее качество." Цели на год Цели предстоящий год - сохранить лидерство по абонентской базе и стать лидером по доходам. Несмотря на отсутствие точных данных, мы предполагаем, что таковым сегодня не являемся, отметил Василий Сидоров (в настоящее время ARPU составляет около $11 и на $2 больше, чем в России). Еще одна наша задача следующего года - стать лидером по спектру дополнительных услуг. - "Будет запуск GPRS, тех платформ, которые работают на базе GPRS. GPRS как технология появится в первом квартале будущего года, а услуги на базе GPRS - во втором квартале." "Главная цель, которую мы ставим на 2006 год - не оставить никаких шансов конкуренту потому что мы будем еще большими лидерами по качеству, по покрытию, предоставим сервисы, основанные на технологи GPRS, будем продолжать совершенствовать качество брэнда и маркетинговых коммуникаций, повысим качество клиентского сервиса, кроме того, у нас будет достаточно промотивированная команда на то, чтобы достигать высоких результатов. Мы за конкуренцию и мы умеем конкурировать, хотя мы и не дискаунтер - мы не предлагаем некачественную связь по ценам ниже рыночных," - особо отметил Василий Сидоров. И перспективы их достижения Компания действительно становится "Лучше!", причем не только в тональности деклараций. В течение года качество связи действительно выросло, и тенденция должна сохраниться. GPRS, очевидно, будет введен, соответственно, некоторое время, до ввода основным конкурентом EDGE, сохранится примерный паритет в спектре услуг. Что касается качества "клиентского сервиса" и "маркетинговых коммуникаций", перенявших от качества связи эстафету узкого места МТС, не исключено, что вследствие демотивированности части команды, подвижки наметились уже и здесь.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=238 |