На что жалуемся? Судебные иски к мобильным компаниям и сотовым операторомВ наши дни мобильные компании и сотовые операторы имеют миллионные армии клиентов. Разумеется, угодить каждому потребителю бывает непросто. Порой кто-то из недовольных клиентов подает в суд, дабы отстоять свои права и затребовать денежную компенсацию.О том или ином громком судебном процессе сразу становится известно. И это прекрасно: потребители в курсе, куда обращаться и на что жаловаться, если мобильная компания в чем-либо провинится. Сотовые корпорации так же мотают на ус: случись сбой в отлаженной работе с клиентами, карающий меч правосудия даст о себе знать. Поэтому лучше не ошибаться. Спам не пройдет К примеру, недавно китайский сотовый оператор China Unicom попал в историю. Компания из самых лучших побуждений разослала рекламные текстовые сообщения своим абонентам. Однако не позаботилась о том, чтобы заручиться согласием клиентов на получение коммерческих sms. В итоге один из абонентов обратился в окружной суд Пекина, в просьбой привлечь к ответственность оператора, а также маркетинговую компанию Guangzhou. Суд обязал мобильных коммерсантов возместить недовольному пользователю услуг моральный ущерб. Сумма оказалась, в принципе, небольшой – 3 333 юаня (примерно 425 USD). Но кроме того, проштрафившиеся компании получили письмо от Министерства индустрии и информации КНР с требованием извиниться перед клиентом. Если учесть, что порицание со стороны государственных органов в Поднебесной стоит многого, и приплюсовать сорванную рекламную компанию, можно оценить весь ущерб, полученной мобильным оператором в результате судебной жалобы абонента. Голова болит о миллионах Гораздо более крупный иск был предъявлен несколько лет назад компании Motorola. Потребитель требовал от корпорации ни много, ни мало, а целых 800 млн. USD. В такую сумму истец оценил свое здоровье: по утверждению бывшего клиента компании, именно использование телефона Motorola спровоцировала у бедолаги развитие рака мозга. Однако суд отказал в возмещении ущерба. Причина в том, что доказать утверждение истца с научной точки зрения не удалось. Впрочем, неудача предшественника не помешала жителю Калифорнии Майклу Р. Беннету подать в суд сразу на три мегакорпорации. Он призвал к ответу компании Samsung, Motorola и оператора T-Mobile. Якобы благодаря тому, что в свое время истец воспользовался услугами корпораций, у него теперь сильно кружится голова, обнаружилось расстройства памяти и масса других неприятных вещей. Первые две компании, по утверждению Майкла, произвели некачественные телефоны, последняя, собственно, одну из «нездоровых» трубок Беннету продала. Само собой, признавать свою вину мегакорпорации не спешат. Суд пока не вынес своего решения. Все из яйца С претензиями в адрес мобильных компаний выступают, впрочем, не одни лишь потребители их услуг. Недовольство истцов может вызвать, к примеру, логотип фирмы. Дело здесь вовсе не в оскорблении эстетического чувства, а в оспаривании авторского права у корпорации. Так, в Беларуси в суд обратились поэт Алесь Рязанов и художник Виктор Марковец. По их мнению, знаменитый логотип МТС в виде яйца в квадрате повторяет их идею, придуманную много лет назад. Своим новым логотипом мобильный оператор обзавелся в результате ребрендинга в 2006 году. Год спустя товарный знак был зарегистрирован на территории Беларуси. Однако представители искусства утверждают, что подобная идея была придумана ими гораздо раньше и реализована в виде изображения так называемых «яйцеквадратов». Последние экспонировались на выставке деятелей культуры еще в 1992 году в Минске. Поначалу правосудие доводам поэта и художника не вняло. В октябре прошлого года судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь оказалась удовлетворить иск авторов «яйцеквадратов». Однако позже апелляционный совет Национального центра интеллектуальной собственности запретил МТС использовать в коммерческих целях образ красного яйца на белом фоне. Однако изображение белого яйца на фоне красном компания сумела отстоять. Впрочем, МТС подала жалобу на решение упомянутого органа…Словом, страсти по яйцу разгорелись нешуточные. Сор из избы Одно дело, когда на компанию подают в суд люди из вне, будь то обиженные потребители или недовольные деятели культуры. Но порой доходит до того, что к Фемиде начинают взывать собственные сотрудники! И где бы вы думали, в благополучной Америке. Сотрудники мобильного оператора Sprint Nextel из США посчитали, что фирма-работодатель запросто может оставить их без заслуженных пенсий. Провести старость в нищете не захотелось никому. Ненадлежащее управление пенсионными программами было вменено сотовому оператору в вину. Другой причиной обращения в суд стало резкое падение акций оператора, от которого, по мнению истцов, пострадали многие сотрудники. Впрочем, одними разбирательствами с собственными работниками злоключения Sprint Nextel не закончились. В суд на компанию подали коллеги из Verizon Communications. Адвокаты фирмы-истца утверждают, что оператор-ответчик задолжал их клиентам около 10 миллионов USD. Вообще, суды непосредственно между компаниями и корпорациями происходят, пожалуй, чаще, чем между рядовыми гражданами и мобильными операторами. Само собой, предприятия обладают штатом квалифицированных юристов, поэтому судебные тяжбы для них гораздо более привычное дело, чем для простых смертных. Порой шансов решить дело в свою пользу куда больше. Впрочем, и здесь ничто не гарантированно. Дело о пузырях Не так давно иск в суд подала известная британская компания – мобильный оператор О2. В качестве ответчика выступила фирма-конкурент Hutchison 3G UK. Выяснилось, что в свое время последняя создала рекламный ролик, в котором, страшно подумать, использует образ пузырьков. А они в свое время были зарегистрированы в качестве торговой марки О2. Кроме того, Hutchison 3G UK в свое ролике взялись сравнивать тарифы двух компаний. Не в пользу О2, разумеется. Впрочем, раздувать мыльный пузырь «пузырькового» дела суд не стал, посчитав, что нарушений закона в действиях компании-ответчика нет. Очевидно, периодически средства массовой информации будут сообщать нам о том или ином новом судебном разбирательстве, одной из сторон в котором выступает компания – мобильный оператор. Дело вовсе не в увеличении количества недовольных абонентов или разгневанных деловых партнеров. Стоит помнить, что судебное разбирательство – это еще и шанс напомнить о себе потребителю и создать информационный повод для масс-медиа. В любом случае, судебная тяжба, только если она не грозит потерей многих миллионов, это игра, стоящая свеч. © Владимир Лунин, Mobiset.ru Дата публикации статьи - 25 августа 2008 г.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=2425 |