Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=246


Территория “большой тройки” / Борьба за региональные рынки сотовой связи вступает в новую фазуБиблиотека: Компании, маркетинг

Территория “большой тройки” / Борьба за региональные рынки сотовой связи вступает в новую фазу

После прихода в Волгоградскую и Астраханскую области в конце прошлого года "Мобильных ТелеСистем", формирование региональных рынков сотовой связи с точки зрения присутствия на них игроков было фактически завершено. Однако процесс битвы за абонентов на этом не закончился.

По мнению специалистов главные тенденции сегодня – ужесточение конкурентной борьбы между компаниями “большой тройки” и вытеснение ими с рынка местного игрока - ЗАО “СМАРТС”. Причем мнения экспертов по поводу того, как будет происходить этот процесс в ближайшем будущем расходятся. Одни считают, что СМАРТС уже упустил момент для продажи активов и продолжит медленно но верно сдавать позиции. Другие уверены, что вопрос о покупке такого лакомого куска как старейшая региональная сотовая компания одним из российских мобильных китов по прежнему актуален.

Лидеры и аутсайдеры

Ситуация, сложившаяся на региональных рынках сотовой связи Нижнего Поволжья довольно схожа. В Волгоградской области лидерами по количеству абонентской базы по-прежнему остаются "Билайн" и СМАРТС. Последняя веха, о которой торжественно сообщили в “Волгоград-GSM” (дочка ЗАО”СМАРТС”) – подключение 700-тысячного абонента. Примерно такой же порядок цифр заявляет и “Вымпелком” (Билайн). В "МСС-Поволжье" (МегаФон), ссылаясь на статистику Ассоциации GSM, говорят о гораздо более скромных показателях объема своей абонентской базы – более 300 тыс. на 1 августа нынешнего года. Но при этом специалисты “МегаФона” подчеркивают, что их статистика гораздо более близка к действительности, чем у конкурентов, так как она ведется не по общему числу активированных SIM-карт, и имеет лишь трехмесячную погрешность. “Это реально действующие абоненты, так как "МегаФон" исповедует самую жесткую, по сравнению с другими сотовыми операторами, методику учета абонентской базы. Любой абонент после блокировки счета числится в нашей базе не более трех месяцев. По истечении этого срока система перестает его учитывать”, - заявили “Ъ” в компании. Аутсайдером в Волгоградской области по-прежнему остается МТС, лишь в конце октября прошлого года пришедшие в регион. По данным компании, сейчас у МТС в Волгоградской области около 250 тыс. абонентов.

Если говорить о динамике роста абонентской базы, то по информации МТС, уже через пять месяцев после запуска проекта количество абонентов компании в регионе достигло 100 тыс. человек, а на сегодня эти показатели удвоены. Об удвоении абонентской базы компании "МегаФон" за год сообщает и статистика "Ассоциации GSM" (со 134 тыс. абонентов на 1 января 2005 года). "Волгоград-GSM" по данным самой компании нарастил абонентскую базу примерно на 40%.

Приблизительно так же распределены силы операторов и на астраханском рынке сотовой связи, правда, естественно, с другим порядком цифр, соответствующему масштабам региона. В лидерах СМАРТС, контролирующий чуть более 30% рынка, "Билайн" (около 30%), далее "МегаФон" (около 25%) и МТС (около 15%), начавший работу в регионе через несколько дней после запуска волгоградского проекта.

В Саратовской области ситуация достаточно сильно отличается от той, что сложилась в двух других областях Нижнего Поволжья. По данным исследований независимой компании "КОМКОН", абсолютным лидером является "Билайн" (более 700 тыс абонентов). С некоторым отрывом от него отстают "МегаФон" (более 400 тыс.), с большим – МТС (более 200 тыс.), а СМАРТС – в аутсайдерах. Операторы, работающие в альтернативных форматах есть и в Астрахани и в Саратове, но при оценке рынка ни аналитиками, ни самими его участниками их “вклад” в конкурентную борьбу фактически не учитывается – слишком малые доли рынков они занимают и в борьбу GSM-сил вмешаться не в состоянии.

В общем, говорить, что за год ситуация на региональных рынках мобильной связи коренным образом изменилась не приходится – если сравнивать с данными начала года, особой смены расстановки сил не произошло. Однако и говорить о стагнации нельзя – изменились правила игры. Сейчас компаниям, ранее имевшим достаточно серьезный ресурс по привлечению новых пользователей приходится больше внимания уделять “отбиванию” клиентов у конкурирующих операторов и борьба разворачивается практически за каждого абонента.

Эффективность превыше всего

Еще год назад каждый из операторов заявлял, что цель N 1 для него – привлечение в свои сети людей, до этого никогда не пользовавшихся сотовой связью. Однако время диктует свои условия, и судя по всему, акценты сейчас значительно сместились и на первый план вышла эффективность ведения бизнеса. “Перед "МегаФоном" не стоит задача любой ценой подключить абонента, - заявили “Ъ” в пресс-службе первого общероссийского оператора, - В России показатель стоимости минуты эфирного времени - один из самых низких в мире. Таким образом, с одной стороны, операторы обеспечили быстрый рост абонентской базы. Сотовая связь стала массовой услугой. Но с другой стороны, большинство абонентов относятся к категории низкодоходных. И сегодня, когда приток денег в компании уменьшился (по данным iks-Consulting), операторы вынуждены корректировать свою тарифную политику. Чтобы предоставлять качественную связь, внедрять новые технологии, привлекать абонентов, нужны деньги, то есть необходимо вести бизнес эффективно”. При этом в МСС-Поволжье подчеркнули, что сегодня “стоимость привлечения абонента намного выше, чем стоимость удержания”. “Дешевле удержать имеющихся абонентов, чем привлекать новых. Таким образом, работа на благо действующих клиентов компании увеличивает эффективность ее деятельности”, - считают в “МегаФоне”. Как сообщили “Ъ”, главными приоритетами развития компании сейчас являются работа над качеством связи и максимальное расширение спектра голосовых и неголосовых услуг.

Примерно о тех же приоритетах заявляют и в МТС. “Наилучший способ привлечь нового абонента – отлично работать, предоставляя качественную связь и демонстрируя высокий уровень сервиса. Как показывают исследования, которые мы регулярно проводим, именно эти показатели больше всего интересуют наших абонентов. Разумеется, важную роль на их выбор оказывают и наши маркетинговые инициативы”, - отметили в "Мобильных ТелеСистемах". Но еще раз подчеркнули, что определяющими являются все-таки первые два фактора. Правда, говорить о том, что для компании сейчас не столь важно расширение абонентской базы не приходится, по крайней мере в Волгоградской и Астраханской областях, так как МТС новичок на этих рынках. Поэтому после мощной демпинговой акции в регионах были проведены несколько кампаний, которые были направлены именно на приток новых абонентов. В их рамках предоставлялись льготные комплекты подключений, “бонусные” SIM-карты. Правда, специалисты отмечают, что, такие шаги влияют больше на статистику, чем на реальный объем абонентской базы, так как выработав ресурс “бесплатной SIM-карты, люди нередко просто выбрасывают ее.

А вот "Билайну" удалось сделать действительно мощный маркетинговый ход. В конце октября ГК "ВымпелКом" подвела первые итоги ребрендинга, стартовавшего в апреле нынешнего года. При этом, как заявляют в компании, главной целью являлось также не привлечение новых абонентов, а повышение лояльности существующих. Ссылаясь на данные агентства TNS, в "Билайне" сообщили, что всего за три месяца после запуска нового стиля "Билайн" в среднем на 12% увеличилось количество респондентов, которые считают оператора успешным. “Изменение восприятия на эмоциональном уровне повлияло и на функциональную составляющую - на вопрос: "услугами какого оператора вы пользуетесь?" 42% респондентов отвечали: "Билайн", в то время как в апреле этот показатель был равен 39%”, - подчеркнули в “Вымпелкоме”.

Независимые эксперты также подтверждают смену тенденций во взаимоотношениях операторов сотового рынка. "Ребрендинг, федеральные рекламные кампании, новые тарифные планы - закономерное продолжение операторских маркетинговых войн. Особенности текущего момента - почти максимально возможная пенетрация и почти минимально допустимый средний доход от абонента, - отметил директор по маркетингу и развитию бизнеса группы компаний DIVIZION Михаил Дмитриев, почти в точности повторив выводы специалистов “МегаФона”, - Первая особенность означает, что единственным способом увеличения количества абонентов становится их отъем у операторов-конкурентов. Вторая диктует необходимость сохранять или увеличивать средний абонентский платеж при усилении привлекательности тарифных предложений . Новые тарифные планы сотовых операторов и призваны решить эту нелегкую задачу”.

Однако помимо маркетинговых войн, сотовые операторы вынуждены вести и войны технологические. Впрочем, развивая новые продукты, компании признают, что зачастую, предложение значительно превышает спрос.

Технологическая невостребованность

Техническое совершенствование сетей идет по двум основным направлениям: расширение зоны покрытия и, соответственно. улучшение качества связи, и предоставление побочных, по большей части неголосовых услуг.

Что касается первого направления, то речь идет в первую очередь о расширении сети базовых станций, и, фактически, здесь все компании (за исключением МТС) уже находятся фактически в равных условиях. Пожалуй, некоторое преимущество в Волгоградской и Астраханской областях все-таки имеет СМАРТС, который начал развивать свою сеть раньше других операторов и сейчас работает фактически на 100% территории регионов. Однако, федеральные конкуренты наступают на пятки региональному игроку, и “белых” зон на территории областей почти не осталось и у них. Причем, для обеспечения максимальной широты зон покрытия, игрокам приходится иногда прибегать к достаточно нестандартным методам. Яркий пример – базовая станция “МегаФона”, установленная на острове при входе в дельту Волги, обеспечивающая прием для судов, направляющихся из Каспия в астраханские порты. Так как линии электропередач к острову не подведены, станция запитывается от автономного дизель-генератора, а в планах перевод базовой станции на питание от солнечной энергии.

Говоря о втором направлении технологического развития операторов, в первую очередь рассматривается вопрос об использовании новых технологий передачи данных. Фактически все операторы при организации своих сетей сейчас учитывают возможность поддержки протокола EDGE. В отстающих пока только МТС, которая лишь планирует в конце нынешнего-начале следующего года запуск GPRS. “Как только это произойдет, мы также сможем предложить абонентам МТС в Волгоградской области уникальный сервис I-mode”., - пообещали в компании. Однако, и в этом случае операторы тщательно анализируют возможности рынков и востребованность в регионах той или иной услуги. Так те же МТС пока оценивают целесообразность запуска EDGE, и к примеру, уже заявляли, что пока не видят этой целесообразности в Астраханской области. “Пока технологии намного опережают реальный спрос. Сейчас, к примеру, практически весь дополнительный сервис основан на буме SMS. При этом современные технологии позволяют передавать любую информацию. "МегаФон" готов предоставить скорость, которая позволит получать видео по запросу. Но готов ли абонент платить, например, за скачанный фильм 200? USD”, - поддержали своих коллег-конкурентов из МТС в “МегаФоне.

Федеральный удар

Что касается будущего региональных рынков сотовой связи, то главными тенденциями их развития аналитики и сами операторы называют усиление конкурентной борьбы между участниками “большой тройки” и вытеснение местных игроков.
“Мировой опыт развития мобильной связи позволяет с большой долей уверенности предполагать, что основная борьба развернется среди операторов "большой тройки" и через три - пять лет их доли будут приблизительно равны. Кстати по этому пути прошли все западные страны. При этом никто не сможет назвать себя абсолютным лидером, но зато в каждой конкретной провинции, штате, области все равно будет свой лидер”, - считают в “МегаФоне”. При этом ни в одной из федеральных компаний не рассматривают как полноправного участника будущей конкурентной борьбы региональный СМАРТС.

В принципе, тенденцию по усилению противостояния именно операторов “большой тройки” подтверждают и независимые аналитики. Причем, в первую очередь, связывая это с усилением борьбы на общефедеральном уровне. “Сейчас “Вымпелком” вплотную подобрался к лидеру российского рынка сотовой связи – МТС – и эта борьба неизбежно перекинется и в регионы”, - считает аналитик компании J&Partners Ирина Астафьева. И положение, которое пока занимает МТС на рынках Нижнего Поволжья госпожа Астафьева считает лишь временным явлением, предположив, что у компании пока может просто не хватать ресурсов на активизацию работы во всех регионах сразу. Впрочем, и в самом МТС по прежнему заявляют о твердом намерении занять лидерские позиции.

“Не будем скрывать, выходить на практически освоенный рынок и успешно работать, привлекать искушенных сотовой связью абонентов – достаточно трудно. Еще несколько лет назад операторы связи развивались и росли вместе с потребностями рынка. Естественно, что сегодня к нам предъявляются повышенные требования, о которых не знали в свое время наши конкуренты”, - объяснили причины своего достаточно медленного продвижения к намеченной цели в "МобильныхТелеСистемах".

Что касается СМАРТСа, то светлого будущего региональному игроку не прогнозирует никто из аналитиков. Правда, по-разному оценивая темпы, которыми компания будет сдавать позиции. По мнению специалистов J&Partners момент для продажи активов руководством СМАРТСа упущен, и сейчас сумму, требуемую за компанию ни МТС, ни “Вымпелком” заплатить не готов. “СМАРТС будет по прежнему терять долю рынка – с какой скоростью сказать пока сложно”, - отметила Ирина Астафьева, при этом сообщив, что, к примеру, в Поволжском регионе компания с 2004 года уже потеряла 7% рынка.

В компании DIVIZION, специалисты которой пристально наблюдают за ситуацией в “смежной отрасли”, напротив, уверены что судьба СМАРТСа решится достаточно быстро. “В перспективе нескольких лет, федеральные компании имеют неоспоримые преимущества. Пока СМАРТС удерживает основную часть своих абонентов за счет высокой степени лояльности последних. Однако, проигрыш по новым подключениям, даже небольшой в процентном соотношении, через несколько лет уменьшит долю рынка до микроскопической величины. Момент продажи не упущен, более того, при усилении конкуренции между участниками "большой тройки", связанном с приближением рынка к фазе насыщения, подобное приобретение становится все более актуальным", - отметил Михаил Дмитриев.
Источник: КоммерсантЪ

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus



Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=246





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru