Мобильный контент: упал-отжалсяМинувший год для российского рынка дополнительных услуг в сетях мобильных операторов обернулся периодом стагнации. Активный рост числа новых абонентов закончился. Потребительский рынок выказал равнодушие к традиционным предложениям. А сами провайдеры оказались не готовы к экспериментам.Сумма сделки составила 27 млн. долларов. Именно во столько обошелся британцам контрольный пакет акций ЗАО «Мобикон» (владелец торговой марки Infon). Сделка полностью укладывается в стратегию экспансии на развивающиеся рынки покупателем, однако вызывает ряд недоумений и опасений со стороны остальных участников российского рынка. Эксперты считают, что владельцы уступили контроль над бизнесом за довольно низкую сумму, что непременно скажется на стоимости грядущих в дальнейшем сделок. В том, что подобные сделки будут, игроки не сомневаются: российский рынок контент-провайдинга стагнирует, на нем обостряется конкуренция. Если с 2001 по 2004 г. среднегодовые темпы роста этого рынка составляли 176%, то в 2005 г. рост не превысил 40%. Снизился и уровень ARPU: в конце 2004 г. этот показатель составлял 1,5 доллара, а во II и III кварталах этого года — лишь 1,1 доллара. Уже во II квартале 2005 г. на этом сегменте рынка произошел резкий спад - на 22% по сравнению с I кварталом. В III квартале продажи подросли, но достичь уровня января — апреля 2005 г. так и не смогли. В результате в этом году сегмент контент-услуг по предварительным данным вырос всего на 20% и составил 290 млн. долларов. Причинами неудач называлось многое: от пиратства и недобросовестности отдельный контент-провайдеров, подорвавших доверие пользователя к подобным услугам, до пресыщенности абонентов традиционными предложениями. Основной вопрос, которым задаются участники и на который все еще не получен ответ: стал ли 2005г. лишь временной остановкой рынка или это действительно долгосрочная тенденция? В подобных условиях контент-провайдеры вынуждены искать поддержки у крупных зарубежных инвесторов. Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, давайте еще раз окинем взглядом сам рынок и структуру предложения в нем. Российский рынок услуг предоставления информации и медиаконтента посредством SMS-сообщений, несмотря на молодость (ему около 5 лет), довольно хорошо освоен. В 2001 - 2002 году в России были созданы первые интерактивные SMS-сервисы: общение и знакомства, викторины, игры, информационные рассылки и другие. Затем появились чаты. Потом – услуга «СМС-Мастер», позволяющая любому желающему создавать свои собственные SMS-сервисы. Самыми первыми пользовательскими SMS-сервисами были USHI и BEGEMOT. Первый информировал пользователей по толковому словарю Ушинского. Второй представлял собой интерактивный сервис прогнозов погоды. Только за первый год количество подобных сайтов выросло до нескольких сотен, а к 2004 году их количество измерялось уже в тысячах. Если вспомнить историю, именно на эти годы пришелся активный рост абонентских баз сотовых операторов, а сама мобильная связь начала активно продвигаться в массы. Контент-провайдеры в привычном понимании появились в России в конце 2003 года. Одни из первых - это INFON, Playfon, «Никита». Как и прежде, основным направлением деятельности таких компании является продажа картинок и мелодий для мобильных телефонов, а также java-приложений, java-игр и реалтонов. Эти сервисы наиболее просты в реализации. На втором месте по популярности услуг находятся медиапроекты (голосования, викторины), за ними идут информационные и развлекательные услуги, а также видео. SMS-знакомства также занимают высокое место в рейтинге подобных услуг. Реализовать SMS-игры сложнее, так как подобный проект, помимо самой идеи, требует более серьезного материально-технического обеспечения. Активно развивается и мобильный маркетинг. Проводят конкурсы и акции, суть которых - стимулирование SMS-трафика в результате размещения информации на товаре производителя. Одним из самых крупных провайдеров справочно-информационных сервисов является служба 009, но к ее услугам имеют доступ только абоненты МТС. В свою очередь 009 сотрудничает с контент-провайдерами, предоставляющими услуги консультационного или сервисного характера. Аналогичные службы есть и у операторов связи: как правило, в SIM-меню содержатся короткие номера информационных служб, позвонив на которые можно получить доступ к тому же спектру услуг и информации, что и на 009. Стоимость услуги у независимых контент-провайдеров, сотрудничающих с оператором, при этом варьируется от 0,50 до 3 долларов в зависимости от ее типа. Однако для большинства операторов платные сервисы являются непрофильными, так называемыми услугами с добавленной стоимостью. Зачастую оператору выгодней перепоручить данное направление стороннему провайдеру, который берет на себя разработку сервиса, его поддержку и продвижение. Поэтому-то в структуре доходов некоторых контент-провайдеров доходы от подобного сотрудничества составляют большую часть. Кроме этого, на рынке существует технология сотового интерактивного вещания - cellular interactive broadcasting (т.н. «Хамелеон»), позволяющая получить доступ к информационному контенту. Здесь в роли провайдеров выступают такие СМИ, как «Ведомости», «РБК», Russian Mobile. Стоимость одного запроса информации варьируется от 0,00 до 0,15 долларов. При этом доходы делятся между оператором и провайдером примерно в равных пропорциях. Разумеется, у каждого сервиса есть своя целевая аудитория. Информационно-справочные сервисы рассчитаны, как правило, на высокодоходных абонентов, SMS-сервисы – на менее платежеспособную аудиторию - молодежь от 16 до 25 лет. Популярность же интерактивных сервисов зависит от того, в какой ТВ-передаче они предлагаются. Голосования в реалити-шоу пользуются спросом среди молодых людей, а более серьезные информационные проекты вызывают интерес у лиц до 30-35-ти лет. Усредненная современная структура доходов контент-провайдеров «версии 2005г.» выглядит следующим образом: логотипы и рингтоны – 74%, игры – 2%, информация и развлечения – 1%, общение и знакомства – 4%, медиаинтегрированные услуги (в том числе мобильный маркетинг) – 20%. Самые прибыльные сервисы на сегодня - развитие продаж контента на WAP-сайтах и SMS-голосования в печатных СМИ, на радио и ТВ. Если вспомнить, что основными «точками роста» на рынке в минувшем году выступали игры, медиа-проекты и услуги мобильного маркетинга, а все остальные услуги либо испытывали спад, либо дали практически нулевой прирост, становится ясно, в чем крылась ошибка. Кроме того, ощущается и некое изменение психологии покупателя: отношение россиян к мобильной связи год от года все более приближается к европейскому. Из бизнес-атрибута и товара молодежной направленности, мобильный телефон становится атрибутом повседневной жизни, а значит, уменьшается спрос на услуги персонификации. Косвенно это изменение подтверждает и тарифная политика сотовых операторов: уменьшается количество тарифов, расчеты затрат на мобильную связь становятся более понятными и доступными к планированию абонентами. Сегодня в России с опозданием на несколько лет зарождается популярный во всем мире сервис по закачке книг для мобильных телефонов. Для примера, по некоторым оценкам, объем рынка мобильных книг в Японии сегодня уже составляет 909 тыс.долларов, однако аналитики ожидают, что в течение трех лет его объем существенно вырастет и составит порядка 10 млн. долларов. На Западе также существует несколько крупных сотовых издательских проектов. Например, в США один из крупнейших издателей деловой литературы Random House начал проект по выпуску курса по изучению иностранных языков Living Language и руководства по прохождению компьютерных игр Prima Games специально для мобильных телефонов. На российском рынке работают несколько контент-провайдеров, продающих подобную услугу. Стоимость одного «скачивания» в среднем обойдется российскому абоненту в 1,75 доллара. Ассортимент пока составляет около сотни книг. Однако активное распространение услуги в нашей «самой читающей стране» тормозится рядом технологических проблем и рядом ограничений. Еще одно нововведение, с которым эксперты связывают большие надежды – появление услуги i-mode (МТС). Специалисты считают, что i-mode может породить новый круг контент-провайдеров, поскольку позволяет легко переделывать обычные интернет-сайты в форму, пригодную для просмотра на экране мобильного телефона, что, вероятно, сделает мобильной и интернет-торговлю, возможно даже в нынешнем году. Пока же услуга активно рекламируется и пытается найти своего пользователя. Как вы видите, 2005 год не принес на рынок ни одной новой контент-услуги, вызвавшей ажиотаж среди пользователей, а те немногие начинания, которыми порадовал нас год минувший, или же еще слишком «молоды» или недостаточно распространены по причине сложной технической реализации, чтобы уже сегодня делать долгосрочные выводы. Скорее всего, рынок контент-услуг действительно начнет «взрослеть» вслед за своим потребителем. Вопрос в том, как быстро он сможет найти новые «зрелые» идеи и перестроиться в изменившихся обстоятельствах. Тем временем NTT DoCoMo, крупнейший японский оператор сотовой связи, согласился купить за 177 млн. долларов 2.6% (77 тыс.) акций телекомпании Fuji с тем, чтобы предложить прямое вещание телевизионных программ на мобильные телефоны своих абонентов. Сделка должна состояться 11 января 2006 года. Японский оператор стал первым, кто инвестировал в телекомпанию наземного телевидения, открыв путь к интеграции коммуникаций и вещания. Соглашение было достигнуто в связи с введением в апреле в Японии услуг цифрового вещания для мобильных телефонов и системы навигации для автомобилей. Участники сделки планируют, что к 2010 году объем рынка сотового телевещания достигнет 425 млн. долларов. Groove Mobile и компания Telecom New Zealand решили вместе создать общенациональный мобильный музыкальный сервис – Telecom Music Store. В нем будут предоставляться сотни тысяч треков от таких известных брендов, как Universal, Warner и EMI. Специальная платформа Groove Mobile не только упростит покупку и загрузку музыкального контента на телефон, но и даст возможность пользователям составлять альбомы и редактировать дизайн проигрывателя. Новая услуга будет доступна только на телефонах Sanyo 9000, стоимостью почти 800 долларов. Карта памяти miniSD объемом 1 Гб, которая входит в комплект с телефоном, позволит сохранить до 900 треков. Новый сервис предоставляет возможность перекинуть записи с мобильного на ПК и обратно, а также дает 30 секунд для предварительного прослушивания трека перед загрузкой. Компания Samsung объявила о запуске новой акции под названием «Вездесущее кино». Новая услуга позволяет скачать множество небольших по продолжительности отрывков кинофильмов, а затем «слепить» из них полноценный фильм. Представители компании заявляют, что у подобного «интерактивного фильма» может быть 11 тысяч различных вариантов продолжения.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=285 |