GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 3Следующее утро встретило наших путешественников туманом и моросящим дождём. По мере того, как туман сгущался, Драйвер Модемович стал замечать, что его товарищи всё чаще хмурятся.- Что случилась? - не выдержал он, когда Незнайкин скорчил совсем уж скорбную мину. - Боюсь, тропинку развезет, и мы не успеем к сроку. - Ещё и заблудимся. Зря мы к этому озеру пошли, - добавил Антон. - Так, отвечаю по порядку. Тропа, конечно, скоро станет совсем не проходимой, но мы поднимемся на кряж - там достаточно сухо. А теперь, Антон, с чего ты взял, что мы заблудимся? - Читал на форуме, что в туман и сильный дождь GPS не работает. - Глупости. - Отрезал Драйвер. - Одно из преимуществ GPS, как раз в полной независимости от погодных условий. - Но... - GPS работает на частотах, неподверженных влиянию плохой погоды, тумана или снега с дождём. - А... - А то, что ты читал - просто ошибка. Действительно, пользователи портативных GPS-устройств иногда отмечают ухудшение качества приёма, но связано это с работой электроники самих приборов или попаданием в зону затруднённого приема (ущелье, глухой лес, город). Лицо Антона заметно посветлело, но отец поспешил его погасить, буркнув: - Вот-вот, а мы плетёмся по лесу, вдоль глубокого лога и что там творится в электронном нутре нашего "джипиэса" один чёрт знает. - Отставить пессимизм! Самое страшное, что нам угрожает - небольшое ухудшение приёма и всё. Неизвестно, что повлияло на путешественников - уверенность Драйвера или ветер, разогнавший туман и тучи, но постепенно они опять повеселели, а Антон даже начал насвистывать какую-то весёлую мелодию. Самое время для небольшой лекции! - обрадовался Драйвер Модемович.- Для точной работы GPS необходимо учитывать различия систем координат в разных странах. Антон заинтересованно прислушался, а Незнайкин сбился с шага и спросил: - А разве они не одинаковы у всех? - Нет? конечно. К примеру, у нас в России принята СК-95 (государственная "система координат 1995 г."), идейная наследница СК-42. В отличие от принятой на Западе, она основана на большем по размерам эллипсоиде (эллипсоиде Красовского), к тому же слегка развёрнута и сдвинута на 150 метров. Всё это приводит к погрешности около двухсот метров. Не беспокойтесь, современные приёмники умеют нивелировать эту погрешность программными методами. - А я вот слышал, что ещё есть какой-то "гланос"? - вспомнил Иван Иванович. Драйвер сердито нахмурил брови. - Не "какой-то" и не "гланос". GLONASS - Global Navigation Satellite System Глобальная спутниковая навигационная система. Это наша российская альтернатива GPS. Сейчас ею пользуются в основном военные, но не далёк тот час, когда гордое "GLONASS" спихнет с олимпа устаревшую GPS, - Драйвер расправил плечи, глаза его засверкали, а руки? казалось, были готовы метать молнии. - Мы не потерпим тлетворного влияния западного мира, у нас всё должно быть своё: фильмы, танки, компьютеры и gp... тьфу ты, ГЛОНАСС. - И система координат, - вкрадчиво предположил Незнайкин, желая придержать распылившегося друга. Драйвер тут же успокоился и принял свой привычный поучающий вид. - ГЛОНАСС на самом деле опирается на собственную общеземную систему координат ПЗ-90, но это, скорее, препятствие для её распространения. Фактически мировой системой навигации сейчас является WGS-84 (World Geodetic System 1984). Все аэропорты в мире, в том числе с 1999 года и наши, работают в ней. Но она отнюдь не идеальна. По ряду причин WGS-84 не может обеспечить точность более нескольких метров. - Зачем же более? - удивился Антон. - Геодезисты и учёные давно "положили глаз" на GPS. Но для их целей необходима точность до сантиметров и даже миллиметров. Поэтому на основе рекомендаций Международной службы вращения Земли была разработана система геоцентрических координат - ITRF. Пункты, которыми она задаётся, выбираются из наиболее стабильных и долговременных станций IGS, расположенных вдали от границ тектонических плит. Это позволяет добиться точности на несколько порядков больше, чем WGS-84. - Сто-о-олько различных систем, - протянул Иван Иванович Незнайкин. - И это ещё не всё. Каждый производитель поддерживает свой формат хранения данных. Чтобы обеспечить совместимость оборудования и программного обеспечения от разных производителей, был разработан универсальный текстовой формат RINEX (Receiver-INdependent EXchange). Все современные навигационные устройства понимают его. КПК и GPS - симбиоз или...? Пока Драйвер очередной раз просвещал своих спутников, он озабоченно поглядывал на идущего впереди Антона. Тот, против обыкновения, не слушал, открыв рот, а что-то делал, прикрывшись спиной. В конце концов такое пренебрежительное отношение к его лекции Модемовичу надоело. - Медведь! - закричал он, неожиданно остановившись и округлив глаза. Шутка, как ему казалось, безобидная, имела неожиданные последствия. Антошка просто исчез. Вот он был, раз - и след простыл, а рядом с тропинкой в густых зарослях крапивы появилась просека. Иван Иванович замер, побледнел и рухнул, как подкошенный. Драйвер кинулся к другу. Слава богу, это был не сердечный приступ, оказалось, Незнайкин вспомнил совет притвориться мёртвым при встрече с косолапым. - Где он? - охрипший голос друга заставил Драйвера устыдиться. - Убежал, не беспокойся, Антошка шустрый мальчик. Незнайкин закашлял, вообще его вопрос относился к медведю, но теперь устыдился он. - А, ну да, понятно, а... Медведь куда делся? Несколько секунд Модемович колебался признаться в дурацкой шутке или нет. Наконец, здравый смысл победил. – Так тоже утёк, медведей, знаешь, громкие звуки жуть как пугают. После того, как нашли Антона и спустили на землю, путешествие продолжилось. - Что там у тебя? - Спросил Драйвер, когда Антон снова принялся копаться за пазухой. - Вот. - Мальчик предъявил устройство, в котором Модемович без труда опознал КПК. – Понимаешь, я думал, GPS-приёмники - они же маленькие, и экраны у них часто чёрно-белые, - начал он сбивчиво объяснять. - Ты абсолютно прав, - поспешил на помощь Драйвер. - Использовать КПК идея соблазнительная, но она наталкивается на ряд проблем. Например, как ты собрался действовать? - Просто подключу GPS-модуль к слоту CompactFlash и... - Ага, но сначала тебе придется вытащить оттуда карту памяти, что существенно снизит объём свободной памяти, необходимой для хранения тех же карт. К тому же каждый, кто решит следовать твоим путём, должен приготовиться к тому, что найти такой модуль не так просто. Ещё нужно побеспокоиться об установке на КПК хорошей топографической программы, а их стоимость приближается к стоимости самого устройства. - Подумаешь, да на Горбушке... - начал Антон. - Ничего не хочу об этом знать, - отрезал Драйвер. - Есть ещё проблема питания. GPS-приёмник, даже в виде модуля, остаётся энергоёмким прибором. Полватта это тебе не шутка. В автомобиле, допустим, можно подключиться к гнезду прикуривателя, а где ты будешь заряжаться в походе? - Я читал в описании, у него свой аккумулятор есть. - Есть, но он предназначен только для хранения данных альманаха. А когда ты его подключаешь, он беспардонно "ворует" энергию для своей зарядки у КПК. Но это ещё не всё, покажи модуль. Смотри, вот в этом небольшом утолщении на верху, спрятана вся электроника и антенна. При таких габаритах она не способна обеспечить удовлетворительный приём. Ты наверняка уже пробовал его включать, и как успехи? - Не очень, - признался Антон. - В таких случаях поможет внешняя антенна, если она, конечно, входит в комплект. И вообще, если так хочется использовать именно КПК, можно купить GPS-приемник с возможностью подключения к ПК и КПК, допустим, через тот же Bluetooth. Или КПК с встроенным GPS-приёмником, как правило, их снабжают внешней антенной. Проблему питания это не снимает, но это не плохой автомобильный вариант. За разговором путники не заметили, как пришли на поляну, с которой началось их путешествие. Разбив лагерь, они стали ждать вертолёт, не подозревая, что их приключения ещё не закончились... © Андрей Мочков, Mobiset.ru Дата публикации статьи - 3 апреля 2009 г.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Смотрите также: GPS – часть 5. Зачем GPS в автомобиле? GPS – Часть 4. Почему люди не летают, как птицы? GPS - наш рулевой. По долинам и по взгорьям. Часть 2 Что такое GPS, или большая прогулка. Часть 1 Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=3117 |