Российский мобильный ритейл: кто живее всех живых?Конец 2008 – начало 2009 годов внесли в российский рынок мобильных телефонов значительные коррективы. При этом речь идет не о простом перераспределении сил основных игроков, а о новом переделе.Вместе с тем, банки стали менее охотно давать деньги в долг либо давать их под большие проценты. В некоторых случаях ставки дошли до 72% годовых! В результате, доля телефонов, приобретаемых в кредит, составлявшая ранее пятую часть всех продаж, сократилась вдвое. Если ситуация в банковской сфере в скором времени не стабилизируется, то эта цифра, скорее всего, продолжит движение вниз. Впрочем, не все так плачевно. В годовом исчислении небольшого роста можно ждать в сегменте наиболее дешевых моделей и телефонов с сенсорными дисплеями. С первой категорией все понятно – в условиях финансовой нестабильности многие покупатели все чаще останавливают свой выбор на недорогих моделях. Вторая же группа устройств рассчитана на небедных «гаджетоманов», готовых за модную штучку выложить тройку-другую сотен долларов, невзирая ни на какие кризисы. Передел розницы С первого взгляда соотношение сил на российском рынке сотовых телефонов осталось неизменным или изменилось несильно. Лидер продаж, по-прежнему, компания «Евросеть», на втором месте «Связной». Хотя оба ритейлера не смогли избежать сокращения числа своих салонов: «Евросеть» закрыла порядка 3% наименее рентабельных точек по всей России, а «Связной» чуть больше – 9%. Впрочем, кризис винить в этом совсем не обязательно – вполне вероятно, что компании, что называется, «под шумок» провели чистку в своих рядах. Ведь закрыты были преимущественно маленькие павильоны, приносивших доходы в основном с приема платежей и продажи аксессуаров. Тем не менее, если присмотреться, то можно обнаружить, что сотовый ритейл в России уже не тот, что был еще год назад. Ведь даже год назад операторов мобильной связи вряд ли кто рассматривал в качестве серьезных конкурентов для гигантов российской розницы. Западная модель продаж, когда аппарат предлагается с поддержкой сим-карт только определенного оператора, в нашей стране не прижилась. Попытка МТС выпустить несколько лет назад дешевый телефон под собственной торговой маркой также успехом не увенчалась (впрочем, к этой теме мы еще вернемся). Конечно, на витринах в крупных офисах операторов кроме конвертов с тарифными планами и карт экпресс-оплаты всегда стояли и телефоны, но их ассортимент и цены были далеко не самыми привлекательными. Однако с осени 2008 года ситуация начала кардинально меняться. На фоне кризиса и возникших из-за этого проблем у ритейлеров операторы начали стремительно продвигаться в сектор розничных продаж, скупая активы терпящих бедствие продавцов. В итоге, в настоящий момент можно констатировать почти сенсационный факт, в который еще совсем недавно никто бы не поверил: не считая «Связного», на российском рынке сотовых телефонов не осталось крупных независимых игроков федерального масштаба. Сохранить самостоятельность не смогла даже «Евросеть»: осенью 2008 года 49,9% акций крупнейшей в России сети салонов сотовой связи были приобретены владельцем торговой марки «Билайн», корпорацией «Вымпелком». Еще один оператор "большой тройки", компания МТС, стала хозяином магазинов портативной электроники "Эльдорадо". А вот другим ритейлерам повезло куда меньше – исчерпав кредитные лимиты и задолжав поставщикам сотни миллионов долларов, признать себя банкротами и освободить торговые площади вынуждены были «Диксис», «Беталинк» и «Цифроград». Привлечь сторонние инвестиции для спасения бизнеса им, увы, не удалось. Однако свято место пусто не бывает, и в образовавшиеся ниши после ухода одних продавцов приходят другие. К примеру, за мобильную розницу всерьез взялась МТС, увеличив число своих салонов по всей России. Начинают расширять свою географию небольшие компании, ранее не не имевшие возможности составить конкуренцию стоявшему плотной стеной «первому эшелону». К примеру, в ряде регионов открылись салоны «Технолюкс». Примечательно, что головной офис этой компании расположен не в Москве, как мы уже привыкли, а в Белгороде. Операторская модель В Европе, Японии и Америке продажи телефонов, работающих с SIM-картами определенного оператора, - явление обычное. В России попытки внедрить данную модель предпринимала компания МТС. Некогда она уже продавала «залоченные» трубки Siemens, а в 2004 году и вовсе представила собственный телефон (вернее, под собственной торговой маркой – поставкой начинки и производством занималась тайваньская Arima, а разработкой дизайна российский Sitronics). Разумеется, телефон мог функционировать только в сетях МТС. При этом купить его можно было по двум ценам – за полную стоимость (на тот момент она составляла 2400 рублей) либо со скидкой, за 1800 руб. Чтобы эту получить скидку, необходимо было при покупке положить на счет 20 долларов. Однако успеха данная инициатива у потребителей не имела – несмотря на то, что компания рапортовала о продаже более ста тысяч устройств в России и Украине, до последнего времени к подобным экспериментам она не возвращалась. Но кризис и рост спроса на дешевые мобильники подтолкнули МТС к очередной попытке вывести на рынок телефон под собственным брендом. На этот раз с логотипом оператора будет продаваться модель Alcatel OT-S210 – бюджетный аппарат с минимальным набором функций. Продавать новинку будут в комплекте с активно раскручиваемым тарифным планом «Супер Ноль», и при этом, что немаловажно, телефон не будет «привязан» к сим-картам МТС. Цена трубки вместе с указанным тарифным планом составит, предположительно, немногим более тысячи рублей. Модель будет позиционироваться как решение для тех, кто располагает ограниченным бюджетом или же просто ищет недорогое решение без излишеств. Еще одним островком стабильности в бушующем море кризиса стал сегмент так называемых тачфонов, рублевая стоимость которых исчисляется, как правило, пятизначными числами. Анонсы большинства таких устройств проходят с достаточным резонансом (рекламные кампании, сообщения в специализированных СМИ), их цена высока, а желающих обзавестись модным гаджетом, несмотря ни на какие буйства экономической стихии, хоть отбавляй. Операторы это прекрасно осознают, оттого и предлагают специальные условия для покупателей подобных аппаратов. Пример - Apple iPhone: чем больше предоплаченных минут разговора и интернет-трафика вместе с аппаратом приобретает абонент, тем дешевле ему обходится сам телефон. Разумеется, акция действует только в случае покупки смартфона в офисах операторов, и при этом трубка остается «незалоченной», и вы в любой момент можете воспользоваться альтернативной SIM-картой. Вполне вероятно, что вскоре аналогичные условия появятся и для других ходовых моделей тачфонов. За пределами GSM все спокойно Пока "мейнстрим" рынка мобильной связи лихорадит, сегмент устройств, поддерживающих стандарты высокоскоростной передачи данных (CDMA/EV-DO и 3G), сохраняет уверенную динамику роста. В первом квартале 2009 года число новых подключений к сети «Скай Линк» выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом общее число абонентов превысило 1 миллион пользователей, а объем трафика вырос на 76%. "Большая тройка" тоже не дремлет и постепенно разворачивает свои коммерческие 3G-сети в крупных городах России. К примеру, в Санкт-Петербурге и его пригородах широкополосный мобильный интернет предоставляют уже четыре оператора. На основании этих данных можно смело предположить, что высокоскоростные сети передачи данных станут одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка мобильной связи в 2009 году и практически не будут затронуты кризисом. Однако кризис не закончился, а это значит, что данная страница истории еще не дописана... © Дмитрий Мякин, Mobiset.ru Дата публикации статьи - 29 мая 2009 г.
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=3315 |