Mobiset.ru - всё о сотовых телефонах

Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=3916


Восприятие мобильных устройств: вчера, сегодня, завтраБиблиотека: Популярно о разном

Восприятие мобильных устройств: вчера, сегодня, завтра

В данном материале хотелось бы поговорить о том, как трансформируется отношение и восприятие мобильных телефонов среди пользователей, а также о том, как на это реагируют компании-производители.

Что было изначально? Телефоны появились как портативные устройства в первую очередь для голосовой связи. Далее к этому добавились функции обмена текстовыми и мультимедийными сообщениями. И уже на примере технологии MMS можно увидеть одну интересную особенность – покупателей интересует не только сама по себе возможность сделать что-либо, но комфорт, с которым этой возможностью можно пользоваться. В случае с MMS задумка была хороша, в идеале пользователи получили бы быстрый способ поделиться с родными или знакомыми своим контентом, будь то аудиозаписи, фотографии и так далее. Загвоздка оказалась как раз в эргономичности данной услуги. Во-первых, она требовала предварительной настройки определенных параметров в телефон, что представляло и до сих пор представляет собой нетривиальную задачу для рядового пользователя. При смене телефона или оператора, утери сим-карты настройки приходилось вводить заново. Во-вторых, мультимедийные сообщения не всегда доходили до адресата, особенно при пересылке между сетями разных операторов. В-третьих, были довольно жесткие ограничения на размер отсылаемых материалов, плюс к этому расценки не вызывали оптимизма. В итоге совокупность данных факторов привела к низкой популярности MMS, и она ни в коем случае не стала заменой SMS, как думалось на заре ее появления. То есть еще несколько лет назад в отдельных случаях покупатели уже обращали внимание на удобство использования возможностей телефона, а не только на сами возможности.

Хотя, строго говоря, до недавнего времени развитие мобильных устройств шло по большей части в плане наращивания аппаратных характеристик, именно их рекламировали компании, именно по ним делали свой выбор потребители. Хочется привести пример рекламной компании смартфонов Nokia 6680 и 7610. В первом случае делался упор на поддержке сетей третьего поколения, наличии фронтальной камеры, во втором – на имиджевый корпус, на первую в семействе аппаратов финской компании модель с камерой разрешением в мегапиксель. Можно вспомнить продвижение поистине культового Sony Ericsson K750i в качестве ультимативного аппарата с отличной камерой и полным набором мультимедийных возможностей. Сюда же стоит отнести Nokia N93, для которой компания создала имидж замены портативных видеокамер. В то время данный подход был оправдан – аппараты только начинали обзаводиться дополнительными функциями, как-то: качественное воспроизведение музыки, видео, фото- и видеосъемка. Происходило интенсивное наращивание «железных» параметров, они и являлись ключевыми факторами, на которых строилась реклама телефонов. Пользователи были довольны, они измеряли привлекательность мобильных устройств по числу пикселей в матрице встроенной камеры, по цветности или разрешению дисплея, по его замеру, по объему встроенной памяти. Более продвинутые знатоки сравнивали девайсы по частоте процессоров, объему оперативной памяти, наличию выделенных декодеров аудио или видео. Вспомним, какой ажиотаж вызвало появление Nokia N95 – мощного аппарат класса «все в одном». Пользователи не обсуждали нововведения в операционной системе или удобство навигационной программы Nokia Maps. Шло обсуждение аппаратных особенностей: наличия GPS-модуля, камера на 5 Мп и так далее. Однако уже на следующей модели - Nokia N96 – случился казус. Он не стал интересен публике, так как ничем не удивлял. Большой объем памяти или оптимизация под воспроизведение видео не выглядели чем-то необычным. Что изменилось?



Полагаем, что произошли изменения в сознании пользователей. Сегодня функциональные телефоны перестали быть крайне дорогостоящими устройствами, они превратились в относительно доступные продукты для широкого круга потребителей. Все больше людей используют свой телефон не только в качестве средства связи, но и как плеер, камеру, навигатор. Они плотно работают с интерфейсами аппаратов, и начинают замечать в них недоработки и недостатки. Появляется желание больших возможностей не только в плане «железа», но и в плане программного обеспечения. Здесь еще стоит отметить довольно простую вещь, а именно – «железная» гонка подходит к концу. По крайней мере, на текущем этапе развития мобильных аппаратов. Телефоны «научились» заменять отдельные аудиоплееры. Качество их звука достаточно для среднестатистического слушателя, объемы памяти достигают десятков гигабайт, интерфейсы проигрывателей довольно удобные, во многих моделях имеются стандартные разъемы 3.5 мм. Телефоны заменяют бюджетные фотоаппараты. Качество встроенных камер позволяет не только получить хороший снимок при благоприятных условиях, но и успешно распознать визитку или текст. Видеосъемка в телефонах несколько уступает новейшим компактным камерам, но также находится на приемлемом уровне. В качестве навигаторов отдельные модели телефонов уже легко заменят специализированные устройства. К примеру, это недавно представленный HTC HD2, дисплей которого даст фору некоторым отдельным навигационным девайсам. Телефоны обзавелись поддержкой популярных видеокодеков, а их аппаратных мощностей хватает для воспроизведения неконвертированного видео. Отныне телефоны могут потеснить портативные DVD-проигрыватели.



Словом, конвергенция в мобильных устройствах приближается к кульминации. Дальнейшее наращивание аппаратных параметров становится нерациональным. Ведь энергопотребление остается узким местом даже сегодня, и еще более мощные телефоны просто не смогут работать под сильной нагрузкой даже рабочий день. А это будет неприемлемо.

Можно здесь упомянуть пресловутую гонку мегапикселей, которая имела место как в фотокамерах, так и в телефонах. Поначалу потребители охотно отдавали деньги за новые модели с более высоким разрешением. Но рост числа мегапикселей при неизменном физическом размере матриц привел к ухудшению качества снимков. Разрешение компактных камер замерло на рубеже 10-12 Мп, отдельные экземпляры взяли планку в 15 Мп. Камерафоны приблизились к этим величинам. И на этом, по сути, все. Далее наращивать мегапиксели уже бессмысленно. Конечно, отдельные аппараты могут довести разрешение хоть до 20 Мп, но они останутся нишевыми предложениями. Сегодня потребитель хочет программных улучшений. Ему нужны новые алгоритмы обработки снимков, новые режимы съемки, интеллектуальные системы для съемки в автоматическом режиме.

То есть мы пришли к ситуации, когда возможности «железа» оказались даже чрезмерными. Нет удобного программного обеспечения, которое бы раскрыло потенциал применяемых чипсетов. Не всегда хватает удобства в интерфейсах как просто программ, так и операционных систем. Именно это привело к снижению доли Windows Mobile в мире – система оказалась недружелюбной к рядовому пользователю. И даже большая аппаратная мощь устройств на ее основе не помогла. Пользователь выбирал менее производительные, но более удобные смартфоны на базе S60.



Компании тоже пришли к пониманию завершения гонки в аппаратных характеристиках. Нынешние аппараты класса High-End обладают достаточными «железными» ресурсами для решения практически всех ежедневных задач. Пользователей надо привлекать чем-то иным. Теперь эта роль возложена на программные сервисы и возможности интерфейсов.

Стоит подробнее поговорить про такую тенденцию, как трансформацию телефонов в онлайн-терминалы. Это сугубо личное обозначение, которым я описываю устройство, имеющее гибкие возможности для работы в сети. Интернет стал важной частью нашей жизни. Многие начинают день с просмотра избранных сайтов. Сам процесс общения и коммуникаций в наше время плавно перетекает из «голосовой» эры в «виртуальную». Социальные сети, блоги, форумы становятся новой формой для связи и обмена мнениями. Так, согласно исследованию компании Nielsen, американцы 17 процентов свободного времени тратят на посещение социальных сетей, этот показатель вырос за год в 3 раза. Посещаемость популярной сети Facebook выросла с 38.2 млн человек в августе 2008 года до 103.8 млн в августе 2009 года. Эти данные говорят о том, подобные социальные порталы становятся неотъемлемой частью жизни для многих людей. И нет ничего странного в том, что пользователи захотели от своих телефонов не только новых аппаратных возможностей, но и программных решений для такого же удобного выхода в сеть, как и при использовании ноутбука или десктопа. Это и есть изменение восприятия мобильного телефона. Это уже не просто отдельно взятое устройство. Это совокупность программных и аппаратных решений, а также предоставляемых производителем сервисов. Вот эта связка теперь и привлекает пользователей, а не просто набор цифр в спецификациях. Не могу не отметить отличное видение этой ситуации компанией Apple. Она сделала крайне разумный шаг, создав собственную программную экосистему для своих продуктов. Этим она привязала к себе пользователей, а заодно и подстегнула конкурентов на такие же действия. Сегодня все лидеры рынка в той или иной мере создают собственные системы сервисов, от онлайн-чатов до сетевых хранилищ файлов или каталогов программ. Взгляните на усилия Nokia по продвижению сервисов OVI. Посмотрите на рекламный ролик нового финского флагмана Nokia N900. В нем нет перечисления аппаратных возможностей, упор сделан на инновации в интерфейсе, на новый браузер, на многозадачность. Даже слоган данного продукта звучит как «online as it happens», то есть «интернет как он есть». Производители пытаются сделать из телефонов подобие мобильных компьютеров для постоянного нахождения в сети. Коммуникации отныне не ограничиваются звонками, сообщениями или почтой. Теперь это еще и общение в социальных сетях, блогах, сетевых сообществах, форумах, онлайн-мессенджерах. Интернет становится чуть ли не главной сферой для коммуникаций. Как пример, можно привести недавнюю новость про приложение Sony Ericsson Contacts, которое объединяет записи телефонной книги и аккаунты сети Facebook. Samsung в фирменной оболочке TouchWiz предлагает виджеты для работы с социальными сетями и блогами. То же делает и Nokia начиная с аппарата Nokia N97. Motorola создала целую надстройку над системой Android для быстрой и интуитивной работы с сетевыми сервисами.

Предварительный обзор Motorola Droid (Sholes): Motorola 2.0 >>>

Более того, интерес компаний к сфере социальных сетей проявился и таких действиях, как создание официальных сообществ. Это легко объяснимый шаг – компаниям нужно общаться с потребителями, получать их отзывы и пожелания. Профильные форумы для этого не очень подходят, о них знают только энтузиасты технологий, так называемые techi. Напротив, социальные сети крайне популярны, они на слуху у миллионов. Это отличная площадка для развертывания официальных «представительств».



Итак, Интернет становится все более важен для пользователей, и им теперь требуются устройства, предоставляющие максимально возможный комфорт для работы в режиме «онлайн». Мне видится, что это и будет новым трендом в развитии мобильных устройств. Начнется новая гонка, но уже гонка сервисов, интерфейсов, программных «фишек». В не столь отдаленном будущем мы будем хранить наши файлы на удаленных серверах, там же и работать с ними. Будем общаться через сетевые службы и сообщества. Будем получать информацию из сети, будем создавать сами информацию через собственные дневники. И наши мобильные устройства станут портативными терминалами для реализации сетевых сервисов, этакими окнами в мир Интернета.


© Олег Кравченко, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 30 октября 2009 г.

         

Наша группа ВКонтакте - присоединяйся!

Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал:




comments powered by Disqus

Смотрите также:

Мобильная история, выпуск 1. Премьера рубрикиМобильная история, выпуск 1. Премьера рубрики




Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=3916





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru