Ab ovo или МТС всмятку - новое лицо старого знакомцаНа 13-м году жизни (а 13 число несчастливое) лидера отечественной сотовой связи компанию МТС поразил тяжкий кризис… Точнее, кризиса вроде бы ещё нет, есть лишь тревожные тенденции.Повсеместно распространившееся по России МТС-овское яйцо вызвало неоднозначную реакцию. В голову приходили самые разные мысли. Курами торговать будут, что ли? Или компания решила сделать упор на… холестерин? А при чём тут холестерин, если речь идёт о сотовых телефонах? Потом, конечно, догоняешь. Ну как же – всё произошло от яйца. И современная сотовая связь, можно сказать, пошла от МТС. И все эти 13 лет МТС оставалась ведущей сотовой компанией, подбирая под себя большую часть абонентов. И вот ситуация изменилась. Догоняющий «Билайн» (торговая марка «Вымпелкома»), который, к слову, в прошлом году первым сменил личико, вплотную приблизился к мощному конкуренту, а по некоторым показателем даже обогнал. Этот катаклизм менеджеры МТС предвидели заранее, поскольку готовиться к ребрендингу принялись ещё прошлой осенью. Денег потратили видимо-невидимо. Пригласили из Польши известного специалиста по этой ерунде (ребрендингу) Гжегожа Эша, который на родине сделал много чего полезного для местных сотовых компаний, а у нас занял пост вице-президента МТС по маркетингу. Эш оказался не единственным «легионером», менеджмент МТС был подчищен и обновлён весьма основательно. А потом вместо жёлтой карточки с буковками «МТС» мы увидели белое яйцо на красном фоне. К слову – пользователи «Стрим», заходя на «родной» сайт, видят то же яйцо на голубом фоне. Эмблема стала универсальной для всех компаний, входящих в корпорацию «Система» - МГТС, «Комстар-ОТС», «МТУ-Интел» и самой «Системы Телеком». Отличается только цвет фона, на котором красуется яичко. Да, что такое «ребрендинг»? Это не производное от слова «бред» или «сбрендить» (хотя иногда и очень похоже по сути). Это смена старого имиджа. Замена символов, рассчитанная на то, что потребитель заинтересуется, присмотрится, забудет былые обиды и составит иное, положительное мнение о старой компании. Ну, а неофиты, люди, покупающие свой первый сотовый телефон, мимо яйца и вовсе пройти не должны. А вдруг они любят яичницу? И тут такой подарок… А что, я вот тоже очень люблю глазунью. И, хотя это жутко вредно (а мне уже и не особенно можно), я не могу пройти мимо милого яичка. И пользуюсь услугами МТС, искренне считая, что таким образом причащаюсь к любимому блюду, пусть и сугубо гипотетически, вприглядку… Ход, конечно, необычный. Яйцо и - сотовая связь. Если не читать газет и не особенно присматриваться к рекламным щитам, понять, что речь идёт именно о сотовой связи невозможно. У того же «Билайна» замена старой пчёлки была более точной. Там тоже получилось не шибко понятно, но хотя бы… технократично. Пользователи компьютеров Apple, вообще, посчитали дизайнеров, разработавших новые символы, едва ли ни плагиаторами – больно уж похоже на задумки Джонатана Айва, создавшего все эти «айМаки» и «айБуки» (хотя ассоциации, прямо скажем, весьма призрачные). Однако, не эмблемой единой. Да и смысл, который вкладывают в неё руководители МТС, становится понятным с полуслова. «Просто» - и многое становится ясным. Действительно, чего может быть проще яйца? Законченная форма, самодостаточное содержание… Осталось только выбрать новый гимн. (Скажем, песню «Яйца», которую поёт «Дискотека Авария»). По задумке Эша новая концепция МТС – это упрощение выбора тарифов. В скором будущем тарифы МТС будут представлять собой набор сервисов, которые можно собирать в единый тариф наподобие детского конструктора. В результате скомпоновать пакет услуг, которые нам нужны, сможет даже ребёнок. Или пенсионер. Или любой, кого маркетологи деликатно именуют «неискушённым пользователем». Возможно, с психологической точки зрения это очень точный ход. Действительно, назови меня неискушённым, и я стану послушным и доверчивым. И деньги понесу именно в МТС, а не в «Билайн» (то есть в «Вымпелком»), который, наоборот, говорит о пользователях молодых, полных сил, активных. Что примечательно, «Билайном» пользуются и старушки, и лысые дядечки, а не только энергичные тинейджеры. Так что и в том, и в другом случае расчёт делается исключительно на людей, безоговорочно доверяющих рекламе. А таких у нас полным полно (недаром же оклеивают рекламными листовками вагоны метро и бока микроавтобусов марки «Газель», что пачками перевозят пассажиров по раскалённым от жары городским улицам). Вопрос, конечно, в том, какое практическое наполнение получит ребрендинг МТС. Пока это новые тарифы, которые мало чем отличаются и от тарифов конкурентов, и от собственных старых расценок (дешевле в одном, дороже в другом – баланс всё равно примерно одинаковый). Долларовые подарки тем, кто приведёт в МТС друзей. Можно заработать до пяти баксов, но не больше (хоть десять человек приведи, всё равно больше пятёрки не получишь). Плюс завлекательные денежные бонусы в разгар весны… Ах да, ещё с 1 июля все входящие бесплатно. Заметьте – на МТС. Как ни подключиться? Хотя с 1 июля все водящие бесплатно у всех сотовых операторов – согласно принятому Думой закону. Снова ставка на людей, доверяющих рекламным заявлениям (и не особенно присматривающимся к телевизионным новостям). Но… ладно. Пусть себе. Главное, чтобы в будущем все три главных оператора страны – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» – не жадничали, продолжали честно между собой конкурировать и понижать стоимость звонков. Пусть не намного, пусть по чуть-чуть, но всё же чтобы было подешевле. Впрочем, речь идет не только о тарифах. Обновлённый «Билайн» делает ставку на продажу мобильного контента (мелодии, картинки, игры, новости и так далее). МТС вроде бы тоже не уклоняется, но особого энтузиазма по этому поводу явно не выказывает… Не царское дело? А самые любопытные баталии между заклятыми коллегами разворачиваются не на столичном, а на провинциальных рынках. Ситуация складывается парадоксальная. Все знают, что в глубинку технические новинки доходят с огромным опозданием. Интернет, к примеру, стоит дороже в разы. И быстрое соединение народу практически недоступно (для сравнения безлимитный «Стрим» в Москве стоит порядка 600 с лишним рублей, а в Вологде 10-гигабайтный трафик по очень даже «лимитному» ADSL… около 17 тысяч рублей). Причина понятна – жирный местный монополист не пускает в провинцию конкурентов… С сотовой связью картина обратная. За тот же вологодский (Вологду беру только к примеру) рынок борются все три ведущих оператора. И борьба эта привела к тому, что можно подыскать очень дешёвые тарифы, по сравнению с которыми московские кажутся слишком дорогими. Посмотрим, чем обернётся ребрендинг МТС для нас, абонентов этой грандиозной системы. Очень бы хотелось, чтобы компания стала динамичней, поворотливей и сохранила новаторский пыл, который принесли с собой приглашённые со стороны менеджеры. Консерватизм качество замечательное, но не в области сотовой связи. Если бы связью занимались исключительно сторонники проверенных временем решений, мы до сих пор бы пользовались здоровенными проводными аппаратами с дисковыми номеронабирателями, которые сегодня даже трудно вспомнить. © Николай Надеждин, Mobiset.ru
Наша группа ВКонтакте - присоединяйся! Оперативная и эксклюзивная информация - в 140 знаках! Подписывайтесь на наш канал: Читать @Mobiset comments powered by Disqus Читайте полную версию материала: http://mobiset.ru/articles/text/?id=502 |