2010 год окончательно доказал, что мобильные игры — они такие же как компьютерные, только, да, мобильные. Невозможно было еще даже лет пять назад представить, что в обозримом будущем версии игр для телефонов реально будет создавать, не занимаясь поиском геймплейных компромиссов, не урезая основные элементы механики компьютерных версий.
Теперь в играх возможно все: графические движки проектов для современных платформ уже не ограничивают творческий простор разработчиков. Кинематографичный шутер от первого лица, полноценная JRPG в духе последних Final Fantasy, трехмерная стратегия в реальном времени — отныне обыденные явления индустрии мобильных развлечений.
Год переворота
К тому, что мобильные игры окончательно перестанут восприниматься в качестве «обрезков» компьютерных проектов или просто неполноценных мини-творений от начинающих разработчиков, привело несколько факторов. Основной — мощность портативных девайсов сильно повысилась за последние пару-тройку лет. Если раньше «полноценное» 3D возможно было на одной лишь PSP, то сейчас подобного уровня графика под силу каждому смартфону. Достаточно сравнить внешность игр для iOS или Android времен зарождения этих платформ с современными проектами, чтобы убедиться — произошла революция. То, что проекты на движке Unreal последнего поколения выпускаются для мобильников, уже никого особенно не удивляет.
Кроме того, появились новые средства управления. Во-первых, сенсорный экран. Доказавший свою игровую состоятельность еще в приставке DS, он теперь большой друг всех смартфонов. Не будь так популярен тачскрин, вряд ли были бы возможны полноценные стратегии и шутеры для мобильных платформ. Во-вторых, акселерометр. Эта штука еще только начинает применяться в играх, но полезность ее сомнений не вызывает: больно уж удобно управлять автомобилем в гонке, просто поворачивая корпус смартфона.
Ну и наконец — мультиплеер. Для мобильных игр многопользовательский режим уже давно не в диковинку, но в последние годы он стал появляться чуть ли не в каждом втором серьезном проекте. Поскольку скорость и стабильность мобильного интернет-соединения повысилась, стало возможным передавать большие объемы внутриигровой информации в реальном времени. Это, помимо прочего, сделало мобильные игры сферой интересов разработчиков MMORPG и сетевых шутеров — популярнейших жанров на ПК.
Конечно, все вышеописанные процессы протекали в течение нескольких лет. Но именно 2010-й, на мой взгляд, стал годом переворота. Ведь именно в 2010-м году процессор с частотой 1 ГГц и по-настоящему игровым видеочипом стал реальностью для большинства смартфонов не начального уровня. Именно в 2010-м на iOS был перенесен высокотехнологичный Unreal 3. И именно в 2010-м вышли Real Racing 2, N.O.V.A. 2, RAGE и Infinity Blade – игры с графикой, сопостовимой с проектами для домашних консолей.
События–2010
В ушедшем году произошло рекордное число событий, повлиявших на индустрию мобильных игр. По сути, все они так или иначе связаны с появлением новых платформ или девайсов. Пока очень трудно говорить о том, какое из событий имело наибольшее значение — это рассудит 2011-й год. Но о некоторых из них не упомянуть было бы просто преступлением.
Начать, думаю, стоит с естественных, хотя и несколько грустных вещей — фактической смерти Symbian ^1 (как данную ОС теперь принято называть) и Windows Mobile в качестве игровых платформ. После выхода наследников названных операционных систем рассчитывать на их поддержку со стороны игровых издателей бессмысленно. Game Boy Advance умирал около года, но это все-таки была игровая платформа, продвигаемая профессионалами игровой индустрии из Nintendo. С Symbian ^1 и Windows Mobile все проще: хорошие игры для них перестали выходить еще до выхода Symbian^3 и Windows Phone 7.
Ну, за очень редкими исключениями. В качестве прощального подарка поклонникам Windows Mobile от EA Mobile в 2010-м году была выпущена отменная гонка Need for Speed: Shift с графикой уровня iOS. Nokia же порадовала шутером виртуальной реальности Zombie ShootAR, работающем в том числе на Symbian^1. Но это, наверное, последние жемчужины. Все, что выйдет в 2011-м, почти наверняка будет любительщиной.
Правда, летом появлялись слухи, что Gameloft планирует портировать на Symbian^1 аж пятый Asphalt с iOS, но это, скорее всего, лишь слухи. Уже шестой эпизод этой гонки вышел, а Symbian-релиза как не было, так и нет. Теперь на Symbian и Windows Mobile если и будет что-то выходить, то точно не качественные игры. Наверняка продолжится разработка официальных клиентов Skype и ICQ, наверняка следующая Opera Mobile появится и на этих устаревших системах — но смогут ли данные замечательные программы утешить поклонников мобильных игр, большой вопрос.
О положительном. Смерть Symbian^1 и Windows Mobile была не беспричинной — вышли Symbian^3 и Windows Phone. И для этих систем различными издательствами выпущено уже немало отличных игр. Для новой Symbian французская Gameloft выпустила порты Asphalt 4/5, Real Football 2010/2011, Hero of Sparta и некоторых иных проектов; EA Mobile отметилась Need for Speed: Shift и The Sims 3 HD. Отечественная Alawar, чтобы продемонстрировать уважение к новой платформе от Nokia, портировала на нее свой офисный хит «Веселая Ферма 2», Rovio Mobile – свой инди-хит Angry Birds.
У Windows Phone отношения с играми вообще особенные. Microsoft в новой платформе решила уделить им огромное внимание. Компания выпустила простой инструментарий переноса проектов с Xbox Live на Windows Phone, а список выпущенных и планируемых к релизу игр внушает уважение: тут все, начиная с легенды 90-х Castlevania и заканчивая казуальными бестселлерами вроде Bejeweled. Тем, кто купит сейчас какой-нибудь девайс на свежей ОС от Microsoft, через пару лет сидеть без игр точно не придется.
2010-й год также запомнится как год появления Bada – универсальной ОС для смартфонов любого уровня. В качестве игровой платформы Bada тоже уже вполне можно рассматривать: каталог Samsung Apps содержит сейчас 600 с небольшим игр. Правда, значительную часть из них составляют оптимизированные Java-игры; но есть и «эксклюзивные» версии — порты половины хитов Gameloft последних двух лет, например.
К главным событиям года определенно стоит отнести и всплеск популярности Android в качестве игровой платформы. Лидеры индустрии — Gameloft и EA Mobile — выпустили для нее свои основные хиты, а количество игр в Android Market уже исчисляется десятками тысяч. И среди них немало действительно достойных проектов.
Порадовала в 2010-м также компания Apple. Для iOS вышло безумное количество отличных игр, но дело не только в этом. Выпустив свой iPad, компания выпустила, фактически, новую игровую платформу — с каждым днем число iPad-эксклюзивных релизов в AppStore растет. И пускай они пока не очень отличаются от игр для iPhone (а зачастую и вовсе разнятся лишь за счет «подтянутых» текстур»), в будущем гаджет может стать заменителем чуть ли не домашней игровой консоли. Ведь, например, играть в стратегию, перетаскивая юниты пальцем по сравнительно большому экрану, — удовольствие огромное.
Что касается Java, платформы, с которой мобильные игры и начались, то тут все на удивление спокойно. Рост популярности iOS и Android никак не повилиял на эту область индустрии: каждый месяц выходят отличные игры, каждый месяц вы о них могли читать в нашей рубрике. И, я уверен, 2011-й год также принесет много отличных Java-игр — ведь это самая распространенная мобильная игровая платформа. Хотелось бы, конечно, совершенствования, вывода на рынок новых версий Java или хотя бы повсеместного распространения MIDP 3.0. Но произойдет ли это в 2011-м или хотя бы 2012-м, учитывая неторопливость развития данной технологии, уверенным быть сейчас нельзя.
Игры–2010
Лучшие мобильные игры 2010-го совсем не похожи на лучшие мобильные игры 2009-го. Простите за банальность, конечно, но это действительно так: до появления iPhone 4 и топовых Android-девайсов игры для телефонов выглядели иначе.
Примечание. Все проекты, о которых я мельком ниже расскажу, - они лучшие. Но только по моему личному мнению. На данной странице представлен лишь персональный дайджест, составленный под влиянием эмоций, аффектов, ложных впечатлений и прочего; он не отражает ни соборный разум игровой индустрии, ни даже мнение редакции.
Tekken Mobile (Namco Bandai)
Что: мобильная версия легендарного файтинга. Почему: стиль, мультиплеер по Bluetooth, персонажи.
Gangstar: Miami Vindication (Gameloft)
Что: криминальный боевик в поп-обработке. Почему: открытый город, графика уровня GTA III (в версии для iOS), сюжетная линия.
Mega Tower Assault (Gameloft)
Что: почти идеальная игра в жанре Tower Defence. Почему: аддиктивность, внешний вид.
RAGE (id Software/Bethesda Softworks)
Что: рельсовый шутер от Джона Кармака, запускающийся даже на первом «Айфоне». Почему: феноменальная графика.
Real Racing 2 (Firemint)
Что: новая лучшая мобильная гонка. Почему: графика, управление, геймплей и все остальное.
CSI Miami: Episode 2 (Gameloft)
Что: квест для Java. Почему: неплохой сюжет, красочные локации, мини-игры.
Infinity Blade (Epic Games)
Что: первая мобильная игра на движке Unreal 3. Почему: графика, проработанные ролевые элементы.
Final Fantasy (Square Enix)
Что: та самая Final Fantasy. Почему: это та самая Final Fantasy!
Iron Man 2 (Gameloft)
Что: экшен по мотивам фильма «Железный человек 2». Почему: графика (3D — даже в Java-версии), динамика.
Metal Gear Solid: Peace Walker (Kojima Productions/Konami)
Что: эксклюзивная для PSP серия знаменитого экшен-сериала Почему: геймплейно разнообразная кампания, наличие кооперативного режима, графика.
Aralon: Sword and Shadow HD (Crescent Moon Games)
Что: ролевая игра в духе The Elder Scrolls Почему: кампания на 30 часов, механика.
Call of Duty: Black Ops (n-Space/Activision)
Что: спецверсия Black Ops для DS. Почему: в варианте для DS игра — кинематографичный шутер с увлекательным геймплеем. Java-версия, в отличие от этой, никуда не годится.
Игры–2011
Как будут выглядеть игры к концу 2011-го года, сказать сложно. Скорее всего, они станут красивее (может быть — намного красивее), скорее всего, механика их станет больше походить на механику нынешних компьютерных игр. А может быть все останется почти по-прежнему: мобильная игровая индустрия крайне доходная отрасль и в нынешнем состоянии, поэтому, в целом, разработчики не сильно заинтересованы в ее модернизации. Все равно ведь в процентном соотношении основную прибыль приносят не порты стартегий и FPS с потрясающей графикой, а бесконечные «Фермы», «Линии», тайм-менеджменты и hidden object. И от того, что у следующего «Айфона» появится двухъядерный процессор или автостереоскопический экран, эти жанры не сильно изменятся.
Но хотелось бы надеяться на лучшее, конечно. По крайней мере на расширение областей применения двух главных «железных» трендов нашего времени — акселерометра и сенсорного экрана.
Зато с куда большей долей уверенности можно говорить о том, что будет представлять собой в 2011-м наша рубрика. Структурно все, скорее всего, останется в прежнем виде: ежемесячный игровой дайджест, состоящий преимущественно из анонсов, и нерегулярная подборка обзоров мобильных игр. Однако контент несколько изменится: так, в новом году постоянными гостями подрубрики обзоров станут игры для iOS и Android. При этом Java-проекты никуда из нее не денутся — ведь отличные игры выходят и для простых мобильных телефонов.
Самих обзоров будет больше. Скорее всего, в каждом выпуске их теперь будет публиковаться от четырех до шести штук. Игры будут описываться только самые заметные — как рубрику не расширяй, описывать все «просто хорошие» игры в ней не получится.
[28.02.2011 18:43:50] Написал: Даниил У Defender MX-15 экран по ходу 2.5 дюйма... На дюйм меньше, чем у "Айфона".
За статью всегда пожалуйста. :)
[10.02.2011 0:13:20] Написал: Megamozg до сих пор не могу понять, как люди играют на экранах телефонов? это же издевательство! Какая бы не была анимация, ее все равно толком не видно. На мой взгляд, телефон должен звонить. Играть надо на отдельных приспособлениях. Мне, например, понравилась Defender MX-15 - очень удобная, легкая и на ней все видно. Можно играть по-настоящему.
А за статью автору большое спасибо. Очень все точно и со знанием дела написано. Интересно было читать.
Добавить комментарий
Для добавления комментария заполните все поля формы:
Sony Xperia M4 Aqua Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 145,5x72,6x7,3 мм Вес: 136 г.
LG G4 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 148,9x76,1x9,8 мм Вес: 155 г.
Huawei P8max Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 182,7x93x6,8 мм Вес: 228 г.
Huawei P8 Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 144,9x72,1x6,4 мм Вес: 144 г.
Xiaomi Mi 4i Год: 2015 г. Стандарты: GSM 1800/GSM 1900/GSM 850/GSM 900/HSDPA/LTE 4G Размеры: 138,1x69,6x7,8 мм Вес: 130 г.
Обои от Mobiset на май
Мы предлагаем Вашему вниманию не только стильные, но и полезные обои для рабочего стола Вашего компьютера - с Вашими любимыми телефонами. Разумеется, с символикой Mobiset. Скачать обои можно здесь.
Приглашаем
...новостников, авторов статей и обзоров, переводчиков, других специалистов для работы над проектом Mobiset.ru. Хотите принять творческое участие - пишите, было бы желание - а работу найдём.